Город «Мастер и Маргарита»: миссия не выполнима?

«Мастер и Маргарита»: миссия не выполнима?

Можно не сомневаться, что огромное число жителей Самары – да что там Самары, всей России – в понедельник вечером прильнули к экранам своих телевизоров. 19 декабря телеканал «Россия» начал показ...

Можно не сомневаться, что огромное число жителей Самары – да что там Самары, всей России – в понедельник вечером прильнули к экранам своих телевизоров. 19 декабря телеканал «Россия» начал показ телесериала, снятого по мотивам книги, давно и прочно утвердившей в нашей стране статус культовой – «Мастер и Маргарита». Премьера состоялась. Мнения о первых двух сериях у жителей Самары очень разные, они разделились даже в редакции «63.ru».

Сказать, что фильм по произведению Михаила Булгакова ЖДАЛИ, значит, не сказать ничего. На Западе роман экранизировался трижды, в том числе, и знаменитым режиссером Анджеем Вайдой, но кто-нибудь видел эти фильмы?! В России «Мастера» сняли в начале 90-х, но кинофильм с Анастасией Вертинской в роли Маргариты и Валентином Гафтом (Воланд) так и не дошел до зрителя. Казалось, что мы вообще никогда не увидим экранное воплощение Бегемота, Воланда, Ивана Бездомного и других героев Булгакова. Надежда возродилась, когда за дело взялся Владимир Бортко, режиссер, уже работавший с творениями писателя и снявший блестящий фильм «Собачье сердце». Редко какая картина получала столь мощное обсуждение в СМИ и просто в людской среде еще до начала показа.

Ситуация с экранизацией «Мастера и Маргариты» лично мне очень напомнила киноисторию другой культовой книги ХХ века – «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкиена. У фэнтезийной трилогии точно такая же сложная киносудьба: по книге пытались снять мультипликационный фильм, но не доделали и в широкий прокат не запустили. Почитатели творчества Толкиена, точно так же, как и любители Булгакова, заявляли, что экранизация данного произведения невозможна в принципе, и во «Властелине колец» и в «Мастере» есть литературные персонажи, воплощение образов которых в кино не мыслимо. Ну, какой актер сыграет Горлума и Бегемота? А как на экране показать полет Маргариты на бал Сатаны или грандиозную битву трех воинств на Пелленорской равнине? Точно так же пристально обсуждали съемки, начатые Питером Джексоном и Владимиром Бортко, рискнувшим в победе ли, в крахе ли вписать свои имена в мировую киноисторию. Точно так же аудитория делилась на людей, до просмотра фильма, читавших книгу, и тех, кто с бессмертными творениями англичанина и русского знакомился впервые в киноверсии.

После просмотра первых двух серий «Мастера» мгновенно стали видны и различия в подходах к экранизации шедевров русского и новозеландского режиссеров. Джексон, зная о фанатичной любви читателей Толкиена к его персонажам, сделал принципиальную ставку на малоизвестных актеров. Арагорна, Гэндальфа, Фродо и других героев «Властелина колец» воплотили на экране люди, лица которых, за небольшим исключением, широкой публике были практически неизвестны. Бортко же взял себе в союзники великолепную плеяду отечественных актеров и…(на мой взгляд) прогадал. Я не видел на троне прокуратора Понтия Пилата, я узнавал Кирилла Лаврова, лично мне запомнившегося в роли Владимира Ленина, и невольно ловил себя на мысли: «А будет ли Пилат так же картавить и мять кепку?» Степа Лиходеев, казалось, вот-вот начнет отбивать чечетку, потому что сыгравший директора варьете Панкратов-Черный навсегда останется для меня танцором из «Зимнего вечера в Гаграх» или разбитным джазменом из «Мы из джаза». Я смотрел на Воланда и думал: как же постарел и обрюзг Олег Басилашвили. Я не следил за сюжетом, я то и дело восклицал: «О, чувак из «Дальнобойщиков»! О, Филиппенко! О, этот как его, ну из «Городка», а Илья Олейник! А вот и Саня Белый!» Обилие слишком знакомых лиц, за каждым из которых закреплен какой-то устоявшийся на года кинообраз (актеры-то классные!), мешало мне увидеть Азазелло, Ивана Бездомного, Иешуа.

Сравнивать киновоплощения до предела кукольно-убогого Бегемота и технически-безупречно-компьютерного Горлума даже не хочется. Понятно, что у Питера Джексона денег было на порядок больше, но не настолько же…

Несмотря на всю сложность, трагичность и многообразность, «Мастер и Маргарита» всегда являлась для меня Очень Смешной Книгой. Юмор Михаила Булгакова искрометен и легок. За все время просмотра первых двух серий фильма я не засмеялся ни разу.

Даже самые яростные фанаты Толкиена, так и не принявшие киноработу Питера Джексона, признали новозеландского режиссера своим за одну только вещь – фильм и споры вокруг него заставили еще не читавших «Властелина колец» людей прочесть эту книгу. Если созданный Владимиром Бортко телесериал усилит интерес россиян к литературному оригиналу, можно признать режиссера победителем. Хотя бы за это…

Роман ГРИБАНОВ, специально для 63.ру

Вплоть до начала фильма у меня были сомнения по поводу того, дотянет ли он до телеэфира. Слишком уж много мистического вокруг великого творения Мастера. Можно сказать, что этот роман свел Михаила Булгакова в гроб раньше времени. Он 20 лет писал его и, когда закончил, у него не осталось цели в жизни. То, что увидел в первых двух сериях, – не разочаровало, но и не впечатлило. Конечно, трудно смотреть фильм, когда знаешь роман едва ли не наизусть.

Киноповествование, которое уже окрестили с легкой руки Александра Абдулова кинороманом, идет точно по тексту. Это с одной стороны хорошо, а с другой – ну никак не вяжутся давно созданные воображением образы с большинством воплощений на экране. Басилашвили явно недотягивает до мрачного величия Воланда, он физически немощен, а это уже никак не может быть. Мое мнение – единственный актер, который мог бы сыграть булгаковского Воланда – это Валентин Гафт, да и то лет десять назад, что он, кстати, и сделал в предыдущей попытке снять фильм по «Мастеру и Маргарите». Увиденные отрывки из того фильма начала восьмидесятых впечатляют.

Та же проблема и с Понтием Пилатом. Как бы ни был красив Лавров, но он в старости не тянет на всадника Золотое Копье, величественного Понтия Пилата. На старого коммуниста – еще куда ни шло, а вот на старого воина – никак. Галкин, пытающийся сыграть Ивана Бездомного, очень напоминает Куравлева в роли Шуры Балаганова. Правда, Куравлев был гораздо убедительней. Бездомный–Галкин – плосок, в нем нет ни комедии, ни трагедии. Больше всего он напоминает шарж... В общем-то, неплох Лиходеев – Панкратов-Черный, но не более того. Коровьев-Абдулов явно потерялся на фоне роли шутника рыцаря-демона, которого он пытается играть. Кукла Бегемота – откровенно плоха...

В первых сериях стоит выделить две работы – Адабашьяна в роли Берлиоза и Безрукова–Иешуа. Берлиоз получился просто замечательный, как, впрочем, и все небольшие роли Адабашьяна. Даже как-то жаль, что его убивают в самом начале повествования. Безруков же, изрядно подпортивший себе имидж Есениным, на этот раз сумел сыграть так, что стоит его поблагодарить хотя бы за то, что он вообще посмел сыграть Его и не испортил образ. Пожалуй, стоит отметить Гафта – ну хотя бы потому, что он Гафт. В его глазах скорбь мира, правда, это выражение все-таки ближе Воланду, нежели Кайафе. Точнее, одному его глазу – второй мертв, как известно.

Не знаю почему, но во мне сидит мистическая уверенность в том, что снять этот фильм можно только с Разрешения. А оно может быть дано только в двух случаях – фильм не уступает книге или он никак не затрагивает то, что просто так лапать не стоит. Сдается мне, что мы имеем второй случай – фильм является фактически художественным чтением романа совмещенное с показом движущихся картинок. Некоторые удачны, некоторые не очень, но это и не слишком важно, можно закрыть глаза и просто слушать тест. Что я и собираюсь делать в ближайшие вечера – слушать слова Мастера, изредка поглядывая на телеэкран. Уверен – фильм будет обласкан, завален премиями, но это ничего не меняет по сути. А вот за что я особенно благодарен телеканалу «Россия» – это за то, что множество молодых и не очень людей, которые никогда бы не прочли Великую книгу, – послушают ее теперь. Лучше и гораздо полезней слышать то, что хотел сказать Булгаков, чем то, что нам ежевечерне пытаются ввинтить в мозги в идущей в это же время программе «Время». Простите за каламбур.

Александр ШЕРЕМЕТЬЕВ, специально для 63.ру

Мнения зрителей

Дмитрий Копалиани, заведующий отделом политики газеты «Самарские известия»:
Премьера телесериала оставила у меня двойственное впечатление. С одной стороны, понимал – могло быть и хуже. С другой стороны – жаль, что не произошло прорыва, фильм явно не станет открытием. Все-таки для экранизации этой книги нужно быть о-очень талантливым, смочь объединить авторский замысел писателя с собственным видением картины. Его-то как раз я и не заметил, у Бортко получился какой-то телекомикс: актеры добросовестно говорят близкий к булгаковскому текст, стараются играть, сюжет течет, но не более. Для популяризации творчества Михаила Булгакова телесериал хорош. Но и не более… А когда я увидел на экране кота Бегемота, то надежда на будущие серии у меня окончательно испарилась.

Юрий Ивукин, самарский художник:
Фильм только начался, пока трудно говорить, удался он или нет. Пока увиденное нравится, хочется смотреть дальше. Здорово, что фильм идет без рекламы, ничто не отвлекает от просмотра. Вообще же я считаю, что Бортко в принципе не может снять плохой фильм.

Виктор Ефграфов, киноактер:
Все, конечно, сравнивают фильм Бортко с книгой. Пока режиссер идет точно по тексту. Видел отрывки из следующих серий, в принципе режиссеру многое удалось. Получилась интересная игра с цветом – там, где присутствует нечистая сила фильм черно-белый, там, где ее нет – цветной.

Борислав Гринблат, депутат Тольяттинской городской думы:
Фильм великолепен. Особенно Безруков. Я его вообще-то не люблю, но в этой роли он меня просто по-хорошему удивил. И Басилашвили на высоте, конечно. Самое забавное, что на протяжение всей серии не было ни одной рекламной вставки. Я искренне порадовался за наше телевидение. Разумеется, совпадение с оригиналом совершенно: не думаю, что какой-нибудь режиссер вообще рискнул бы корректировать Булгакова. Я книгу очень люблю и уверен, что фильм получится отличный. Думаю, он войдет в художественные анналы, как «Собачье сердце».

Ольга Савина, драматург тольяттинского театра «Голосова, 20»: В целом фильм мне понравился. Близко к тексту, очень хорошо снято. Актерская игра неплохая, но не все образы, к сожалению, совпадают с теми, которые были заложены в оригинале. Интересен Безруков: если бы я не знала заранее, что это – он, ни за что бы не догадалась.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления