Вчера, 6 ноября, кассационная коллегия Верховного суда РФ подтвердила, что страховщики должны компенсировать автовладельцам утрату товарной стоимости (УТС) автомобиля при аварии. Теперь необходимо изменить действующие правила обязательной автогражданки, а именно – тот пункт правил ОСАГО, по которому размер страховой выплаты определяется исходя только из расходов на ремонт автомобиля. На заседании суда противниками такого решения выступил представитель правительства, который заявил: «В существующей редакции оспариваемого пункта установлен исчерпывающий, не допускающий расширительного толкования состав страховой выплаты, ограниченный восстановительными расходами». Напомним, что благодетелем всех автовладельцев выступил Алексей Андреев, житель Чебоксар, который в июле нынешнего года подал в суд на своих страховщиков, которые не полностью оплатили ему ремонт «Волги».
Тем не менее эксперты считают, что страховщики все равно будут выплачивать компенсацию УТС только по решению суда. Кстати, сами страховщики считают, что последние постановления правительства приняты без учета их интересов. Так, владелец агентства «Страховой советник Кокарев» Олег Кокарев указал, что решения суда, как и решения правительства, носят популистский характер: «Принимается решение, которые явно не учитывают предел финансовой окупаемости того или иного решения. А поднимать ставки по ОСАГО нельзя. Получается игра в одни ворота».
Страховщики указывают, что, если при возмещении ущерба при авариях будет учитываться УТС, то коэффициент убыточности страховщиков может вырасти на 10 процентов.
Сейчас в ОСАГО, то есть в абзаце первом подпункта «б» пункта 63 правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением правительства РФ от 7 мая 2003 года №263, размер страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая.
Самый сомнительное и спорное – это калькуляция ремонта при ДТП. Видимо, его нужно закрепить законодательно, потому что на сегодня существует несколько различных методик подсчета убытков при аварии. «Сейчас те эксперты, которые работают при страховых компаниях, сильно занижают реальные убытки, – считает независимый эксперт по подсчету ущерба при авариях Алексей Несмеянов, – мне много раз приходилось выступать в судах, доказывая, что автовладельцы понесли ущерб на гораздо большую сумму, чем им собирались выплачивать страховые компании. В последнем случае, например, когда новая совершенно «семерка» и Jeep столкнулись в районе Каховской, пришлось доказывать, что владелец иномарки нанес куда больший ущерб владельцу отечественной машины, за которую, кстати, еще не был выплачен кредит. Страховщики собирались оплатить всего лишь ремонт «семерки». И то, по минимуму».
Впрочем, если учесть, что последнее время ведутся постоянные споры между страховщиками и автовладельцами, есть опасность, что правительство может пойти на половинчатое решение: с одной стороны, увеличить тарифы по ОСАГО, а с другой стороны, ввести туда поправки об УТС.