Автокредитование в настоящий момент переживает настоящий бум. По оценкам экспертов, порядка 50% автомобилей, покупаемых сегодня в автосалонах Самары, приобретаются в долг. Выбор у покупателя на настоящий момент достаточно широк. Кроме того, оформить кредит можно как непосредственно в автосалоне, воспользовавшись кредитной программой банка-партнера или же автомобильного бренда, так и в стороннем банке.
Состояние рынка
Суммарный объем рынка новых автомобилей текущего года аналитики оценивают в 3,1-3,2 миллиона машин. Что на 30-32 % выше уровня прошлого года. Учитывая, что автовладелец зачастую сразу оплачивает при покупке автомобиля 20% его стоимости, суммарная емкость рынка по автокредитам в 2008 году составит порядка 28 миллионов долларов, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Эта цифра на 65% превышает показатель 2007 года. Тогда емкость рынка автокредитов составляла 17 миллионов долларов.
Генеральный директор российского подразделения Cetelem Филипп Дельпаль отмечает, что Поволжье является регионом, где автокредитование развивается высокими темпами. «Сегодня на рынке Самары представлен ряд крупных российских и международных банков, и клиентам предлагается достаточно широкий спектр услуг в области кредитования. В то же время, рынок еще далеко не насыщен и сохраняет высокий потенциал развития, в том числе и для выхода новых игроков, способных предложить качественные современные услуги в области автокредитования, потребность в которых растет по мере становления рынка», – говорит господин Дельпаль.
Справка: По данным исследования Observateur Cetelem, в 2007 году автомобильный рынок России показал самый существенный рост среди всех европейских стран: он вырос на 34%. В стране было приобретено 2300 тысяч автомобилей. По итогам 2007 года доля автомобилей, проданных в кредит, в общем объеме продаж составляла порядка 45%. В экономически развитых странах эта доля составляет, как правило, 80-85%.
Что берут?
Автомобилисты охотно прибегают к помощи кредитов, потому как купить желаемое авто за наличные не всем под силу. «Необходимость приобретения личного автомобиля стала для меня очевидной, как было очевидным и то, что накопить на машину за короткий промежуток времени не удастся», – объясняет свою позицию обладатель Chevrolet Aveo Мария.
Однако автокредит, как любой кредитный продукт, имеет свои плюсы и минусы. Очевидный плюс – это возможность получить автомобиль при отсутствии полной суммы его стоимости. Минус же – это, как правило, более высокий процент автокредитов по сравнению, например, с потребительскими кредитными программами. В то же время, как считает Мария, кредит не тяготит, а, скорее, ограничивает и дисциплинирует, а также стимулирует зарабатывать больше, «чтобы и на жизнь осталось». «О том, что я переплачиваю, стараюсь просто не думать, потому как иначе приобрести авто я бы просто не смогла», – говорит Мария.
Как правило, в долг приобретаются и отечественные автомобили, и иномарки. При этом в списке иностранных авто, приобретенных в кредит, есть не только так называемые бюджетные иномарки, но и вполне представительные бренды. По оценкам экпертов, сегодня растет доля продаж в кредит машин иностранных марок. «Это происходит в силу снижения доли автомобилей российских производителей в общем объеме продаваемых новых автомобилей и появления на рынке более выгодных для клиентов предложений на автомобили иностранных производителей. Так, в 2007 году доля иномарок, проданных в кредит, составила порядка 75%. Это отразилось на уровне средней цены приобретаемого в кредит автомобиля, которая сегодня составляет порядка 415-500 тысяч рублей», – оценивает ситуацию Филипп Дельпаль.
В то же время, практика работы автосалонов показывает, что в кредит приобретают и более дорогие авто. Так, например, ведущий кредитный специалист ООО «Пурпе-Авто-Самара» Хадижат Байгереева говорит о том, что автомобилисты весьма активно пользуются кредитными программами для приобретения таких моделей, как Mazda 3 и Mazda 6. А их стоимость варьируется в пределах от 500 до 900 тысяч рублей в зависимости от комплектации.
Ориентиры выбора
Для любого человека, приобретающего машину в кредит, в первую очередь важна процентная ставка. Кроме того, для многих существенную роль играет и отсутствие первоначального взноса. Хотя некоторые вполне способны оплатить первоначальный двадцатипроцентный взнос. Как правило, это средства от продажи прежней машины.
Одним из условий, влияющих на предпочтения заемщика, является срок кредита. Некоторые банки предлагают кредиты на срок до семи лет, однако наибольшей популярностью пользуются «классические» кредиты на срок до пяти лет. Кроме того, по мнению Филиппа Дельпаля, в России сформировалась группа потребителей, уже имеющих опыт приобретения автомобилей в кредит. Такие клиенты, как правило, свободнее ориентируются в преимуществах кредитования и предпочитают максимально использовать возможности приобретения в кредит автомобилей более высокого класса, в более полной комплектации.
«При этом нужно понимать, что действительный срок кредитования в среднем составляет порядка двух-двух с половиной лет. Это связано с досрочным выполнением своих обязательств заемщиками. Таким образом, многие ориентируются на минимально возможный размер выплат при принятии решения о сроке кредитования. Вместе с тем впоследствии многие стремятся досрочно выплатить весь кредит либо существенную его часть припоявлении временно свободных денежных средств», – говорит господин Дельпаль.
Где брать?
Справка. Экспресс-кредит. От клиента требуется всего два документа: паспорт и водительское удостоверение. Ставка – от 13% в рублях и 11% в долларах и евро. Преимущества: без подтвержения занятости, без справок о доходах, быстрое рассмотрение и принятие решения банком, минимальный пакет документов. Классик (стандарт). От клиента требуется полный пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, копия трудовой книжки, справка о доходах (возможно, как 2НДФЛ, так и в свободной форме). Ставка – от 11% в рублях и 9% в долларах и евро. Преимущества: минимальная процентная ставка, возможность оформления кредита без первоначального взноса.
Каждый из самарских автосалонов готов предложить своим клиентам широкий спектр кредитных программ. «Автосалоны, как правило, предоставляют несколько вариантов кредитования. Все виды программ делятся на «экспресс» и «классика». Отличие первого в том, что для оформления нужен минимальный пакет документов (паспорт и водительское удостоверение). По «классике» клиент может оформить кредит без первоначального взноса, под более низкий процент, но при условии предоставления полного пакета документов», – поясняет менеджер по маркетингу и PR ООО «Алдис» Екатерина Веденяпина.
На настоящий момент с самарскими автосалонами сотрудничают такие банки как Райффайзенбанк, «Уралсиб», «Балтинвестбанк», «Оргрэсбанк», «БСЖВ», «Абсолют Банк», «ЮниКредитБанк», «РусфинансБанк», «АльфаБанк», «ВТБ24», «Росбанк», «Первобанк» и другие. По мнению специалистов, преимущество оформления автокредита в салоне заключается в том, что клиенту в случае отказа, не нужно ездить в поисках другого банка. Решить возникшую проблему можно непосредственно на месте, просто обратившись к представителю другого банка. «Конечно, бывают ситуации, когда клиенты подают заявки на автокредит не в салоне, а в самом банке. Однако в случае отказа они обращаются к кредитному специалисту автосалона», – поясняет Хадижат Байгереева.
Об этом же говорит и Екатерина Веденяпина: «Наши клиенты предпочитают пользоваться кредитами, предоставляемыми непосредственно автосалоном. Потому как с целью максимальной результативности запроса специалист по кредитованию направляет заявку сразу в несколько банков. Но только с разрешения клиента».
По оценкам экспертов, в ближайшее время будет наблюдаться усиление конкуренции на рынке автокредитования. Во многом это связано с выходом на рынок крупных международных финансовых структур, которые за счет доступа к более дешевому финансированию и использованию современных техногий могут оказать существенное влияние на рынок.