Владельцы раритеных автомобилей, как правило, люди очень увлеченные и бесконечно влюбленные в свое хобби. Стать обладателем такой машины – дело очень ответственное. Ведь человек приобретает не просто автомобиль, средство передвижения, инженерную конструкцию из металла, резины и прочих бездушных материалов, а прикасается к истории, которую нужно сохранить для будущих поколений.
Как оказалось, в Самарской области немало энтузиастов, являющихся владельцами старинных машин. Однако часть из них холит и лелеет свои экспонаты, а часть – еще и выгоду извлекает. Одни предпочитают раритетные иномарки, другие – советскую классику. В любом случае, каждый из владельцев подобных автомобилей – человек увлеченный и неравнодушный к истории в целом и автопрома в частности.
Почитатели классики
«Волга» (ГАЗ-21) является для многих людей символом целой эпохи, классикой советского автопрома. Этот автомобиль стал передовым для своего времени. Однако и сейчас у него находится немало поклонников. Как сообщает сайт Rarclub.ru, в последнее время наблюдается повышение интереса к данной модели «Волги». На базе ГАЗ-21 умельцами создаются эксклюзивные автомобили. При этом и конвейерных машин в наши дни сохранилось немало, что говорит об их прочности и долговечности.
Проектировать ГАЗ-21 начали еще в 1953 году, а через два года он уже прошел испытания. Конструкция нового автомобиля была передовой для отечественного автомобилестроения: верхнеклапанный двигатель, АКПП, централизованная система смазки узлов передней подвески. Первые серийные «Волги» 1956 года выпуска оснащали 75-сильным нижнеклапанным двигателем объемом 2432 кубических сантиметра и трехступенчатой механической коробкой переключения передач. А с 1957 года это авто выпускали с двигателем в 70 лошадиных сил и 2,45 литра, автоматической коробкой переключения передач. Но АКПП было оснащено всего 700 моделей. В 1958 году немного изменили отделку кузова: вместо радиатора со звездой появилась так называемая «акулья пасть» – 16 вертикальных прорезей в решетке.
В Тольятти существует клуб любителей ГАЗ 21 «Волга». Автомобилисты, с трепетом относящиеся к этому автомобилю, собираются по праздникам, выезжая стройной колонной из 12 машин на улицы города. Официального представительства, юридического оформления клуб не имеет, здесь просто собрались люди, объединенные одной страстью – к истории советского автопрома.
«Когда мы выезжаем на каждый парад в честь Дня победы, в День города, окружающие удивляются, задают вопросы, где мы прячем такую красоту, где вообще нашли эти машины. Лично я увлекаюсь этими автомобилями с самого детства. Именно тогда начал их разбирать, ремонтировать. Ведь чем хорош этот автомобиль: в нем нет ничего сложного, простая конструкция. В отличие от современных «Жигулей», – рассказывает один из членов тольяттинского клуба любителей ГАЗ-21 Михаил Гасанов.
В раритетном автопарке Михаила – четыре 21-е «Волги». Та, которую посчастливилось увидеть корреспонденту Doroga63.ru, оригинальна на 100%: «родной» даже ковер на полу машины. На совесть трудился советский автопром. Кроме того, путешествуя на этом автомобиле, можно не задумываться о том, где переночевать: разложенные диваны могут с комфортом разместить трех человек.
Одна, но пламенная страсть
В городе Нефтегорск Самарской области живет человек, который старинными автомобилями не просто увлекается. Он относится к ним с невероятной любовью и благоговением. Общаясь с владельцем раритеных автомобилей Геннадием Родюшкиным, нельзя остаться равнодушным к его экспонатам.
Увлечение старинными автомобилями возникло у Геннадия Родюшкина еще 10 лет назад. Первым автомобилем, который коллекционер реставрировал собственными руками, был военный «Москвич АП7», с открытым кузовом сзади. Этот автомобиль с полным правом можно назвать эксклюзивом: таких машин больше нет на территории России. По некоторым данным, еще один экземпляр сохранился в частной коллекции в Болгарии. «Нашел я ее в деревне. Только в глубинках, в нерабочем состоянии и можно еще найти подобные машины. На то, чтобы отреставрировать этот «Москвич», я потратил 2,5 года. Но результат того стоил: машина получилась очень красивая, покрашена в белый и розовый цвета», – рассказывает Геннадий.
Есть в коллекции нефтегорца и «Волга»-21, 1958 года выпуска. Но и эта машина не такая, как у всех. И дело не только в колоре: это авто тоже выкрашено в два цвета – белый и голубой. У автомобиля удлиненные передние крылья, огромная передняя решетка, на которой светится маршальская звезда. Это так называемая «жуковская Волга». Когда автомобиль запустили в серийное производство, маршала Жукова пригласили оценить новинку. Жукову не все понравилось, и он дал задание переделать машину в двухнедельный срок. Инженеры думали, что же можно изменить, чтобы угодить маршалу. И в итоге снабдили машину большой решеткой с огромной звездой и оленем. Такие автомобили были выпущены ограниченной серией в 30 тысяч штук.
«Иван Виллис» – ГАЗ-67Б. Этот автомобиль, практически ставший символом Великой отечественной войны, начали выпускать в 1941 году. Именно в этом году задание на проектирование короткобазового легкового тягача получил Горьковский автозавод. Таких автомобилей было выпущено всего 686 штук. Затем машину подвергли серьезной модернизации. В 1943 году начался серийный выпуск ГАЗ-67, который продолжался до 1953 года. За этой время было выпущено порядка 93 тысяч таких машин. Одна из которых, 1949 года выпуска, и попала в коллекцию Геннадия Родюшкина. Коллекционер, отреставрировав автомобиль, выкрасил его в цвет хаки, дабы не утратить колорита эпохи и духа военного времени, в которое «Иван Виллис» создавался.
«Я холю и лелею свои автомобили, не эксплуатирую их. Еще в моей коллекции есть «Победа» 1951 года выпуска, «Москвич 410» – вездеход 1958 года выпуска. Сейчас я загорелся новой идеей: приобрести плохонький «горбатый» запорожец. Отреставрировать его и обменять на ГАЗ-12 – ЗиМ. Это огромная обкомовская машина представительского класса длиной более 5,5 метра. Я даже уже нашел такой автомобиль. В плачевном состоянии, его цена – 250 тысяч рублей», – рассказывает Геннадий.
Универсал советского времени
Самарец Виталий Башаев владеет универсалом советской эпохи – автомобилем ГАЗ-22. Эту модель начали выпускать в 1962 году, производство продолжалось восемь лет, в 1970 году выпуск этой модификации «Волги» завершился. Задняя дверь этого автомобиля была сделана двустворчатой с горизонтальным разъемом. Сиденья для пассажиров располагались в два ряда. Заднее сиденье складывалось, образуя площадку для перевозки 400 килограммов груза. Двигатель карбюраторный четырехцилиндровый четырехтактный верхнеклапанный ЗМЗ-21.
На базе ГАЗ-22 выпускалось множество модификаций. Одной из самых популярных была скорая помощь. Этот автомобиль отличался перегородкой в салоне и носилками вдоль левого борта, непрозрачными задними окнами, радиостанцией, моющейся обивкой салона. Кроме того, выпускались экспортные, модернизированные, тропические варианты модели, в основном поставлявшиеся на рынок зарубежных стран.
По словам Виталия Башаева, в том автомобиле, которым он владеет, «родного» осталось на настоящий момент немного: «Двигатель здесь стоит уже 402. Установлен парктроник, камера заднего вида, акустическая система – всего этого, конечно, не было в советские времена. Истинно советский здесь обвес экспортного варианта. Для меня этот автомобиль – это праздник души. Выезжает «в свет» он порядка пяти раз за лето. Я его не эксплуатирую. Ведь, например, бампера для него уже просто не найти. Стукнешь один раз и не заменишь. Собирал эту машину своими руками и с помощью профессионалов я порядка пяти лет. И не собираюсь его продавать: это часть меня».
Зарубежный автопром
Автомобильное производство NSU, базировавшееся в Германии, в городе Хайльброн, начало свою историю еще в конце XIX века с производства швейных машинок и велосипедов. Успешно развивавшийся автомобильный бизнес NSU требовал постоянного вложения средств, больших ресурсов. И потому в 1929 году автонаправление было продано концерну Fiat. И по условиям сделки в течение нескольких последующих лет немецкие машины носили гибридную марку NSU-Fiat.
Под этим брендом на германском производстве с 1934 по 1938 год было выпущено порядка 6000 автомобилей. От такого же автомобиля итальянской сборки немецкий вариант отличался тем, что двери открывались в другую сторону.
«До наших дней, после войн, всех мировых передряг дожили буквально единицы. Одной из машин 1935 года выпуска владею я. Точно знаю, что еще один такой автомобиль есть в России. Вполне возможно, что на этом список заканчивается. Мой автомобиль находится в технически исправном состоянии, на ходу. В городском потоке не отстает от остальных автомобилей», – рассказывает коллекционер автораритетов Станислав.
Автомобильная марка Buick начала свою историю с производства машин, имевших всего два цилиндра. Первый автомобиль появился на свет в 1903 году. В 1908 году начался выпуск модели с четырехцилиндровым двигателем. В коллекции Станислава сохранился автомобиль Buick 8 Speshial 1938 года выпуска. Эта машина представительского класса, выпускавшаяся массово. В годы войны она в основном использовалась генералитетом американской армии.
«Именно на этом автомобиле в годы Великой отечественной войны ездил директор Куйбышевского авиационного завода. Машина была в хороших руках, а потому хорошо сохранилась. В ней все «родное», кроме двигателя. Сейчас в этом Buick стоит ЗИМовский мотор. Он тоже не современный, но все же моложе самого автомобиля. Позволяет машине довольно быстро ездить, быстрее NSU-Fiat», – рассказывает Станислав.
Раритеный «бумер»
Тольяттинский коллекционер Евгений Стадников является обладателем автомобиля BMW 340, 1952 года выпуска.
Коллекционер приобрел его семь лет назад в Самарской области.
Автомобилю требовалась реставрация, и на настоящий момент в нем сохранились подлинными кузов, руль, сидения. А вот двигатель и ходовая – от автомобиля марки ГАЗ-21.
У этого BMW весьма интересная история. В послевоенные годы машина числилась бюджетной и выполняла функции почтового спецавтомобиля, на котором курьер перевозил секретную почту, бандероли, корреспонденцию из Хабаровского края в центральную часть России.
Впоследствии автомобиль был продан государством частному владельцу.
Тольяттинский BMW 340 принимает участие в ежегодных автопарадах, в сентябре этого года будет участвовать в тольяттинской выставке.
Кроме того, владелец предоставляет этот автомобиль на свадьбы, бизнес-встречи, фотосессии.
Подобная услуга, по словам Евгения, пользуется большой популярностью. Ведь каждому хочется прикоснуться к истории, которую в буквальном смысле слова можно потрогать своими руками.
Фото: Фото автора, Алексея ЖДАНОВА и из личных архивов коллекционеров