В Самаре мотокредитованием занимается лишь несколько банков. Еще хуже со страховщиками – те вообще открещиваются от мотоциклистов всеми возможными способами. А если и не открещиваются, то устанавливают такие страховые тарифы, что по цене полиса КАСКО можно еще полмотоцикла купить. Да и потенциальные клиенты своеобразны: одним, покупающим дорогие байки известных мировых марок, кредит вовсе не нужен, а другие, предпочитающие модели поскромнее, редко соответствуют всем требованиям к заемщикам. Поэтому и получается, что объемы продаж мотоциклов в нашем городе растут, а кредитование – ни на йоту.
Покупка нового мотоцикла известной марки может обойтись вам ничуть не дешевле новой иномарки. Стоимость железного коня порой достигает 20–30 тыс. долларов США. За последние пять лет объемы продаж мотоциклов в стране выросли более чем в четыре раза. Причем мотоцикл уже не является роскошью и даже средством передвижения, а скорее сердечным другом.
Первые кредиты на покупку мотоциклов банки начали выдавать более пяти лет назад, однако похвастаться особыми достижениями в этой области до сих пор нельзя. В Самаре мотокредитами занимается от силы 3-4 банка. Сегодня заем на покупку мотоцикла может быть предоставлен любому лицу в возрасте от 22 лет, имеющему гражданство РФ, подтвердившему свою платежеспособность. Процентные ставки в среднем по рынку колеблются в пределах 14–18% годовых (без страховки КАСКО). Сумма мотокредита определяется условиями конкретного банка и платежеспособностью клиента, но редко превышает 80% стоимости транспортного средства.
Например, НБ «Траст» выдает мотокредиты на срок от 12 до 36 месяцев с первоначальным взносом 30%. Сумма кредита на новый мотоцикл составит 30-450 тыс. руб., с пробегом – 30–300 тыс. руб. Процентная ставка по займу составит 16% годовых. Также есть и комиссии – 0,7% суммы кредита ежемесячно, но страхование транспортного средства в «Трасте» не требуется.
Можно взять кредит в Москоммерцбанке сроком от 1 до 3 лет под 27% годовых, хотя дополнительных комиссий банк не взимает. Максимальная сумма кредита составляет 100–350 тыс. руб. Причем обязательным условием для заемщика является страхование жизни.
Занять денег на байк можно и в банке BSGV по 11% в долларах, 12% – в евро и 15% – в рублях. Кредит можно выплачивать на протяжении 36 месяцев, но сперва вам необходимо внести первоначальный взнос – 25% от стоимости мотоцикла.
Минимальная стоимость кредита – от 3 тыс. долларов или 90 тыс. руб. Максимальная сумма не ограничена, но мотоцикл придется застраховать КАСКО, приобрести страховку гражданской ответственности и застраховаться от несчастного случая.
Как рассказал порталу Samara24.ru директор ФКБ «Москоммерцбанк» в г. Самаре Юрий Кофанов, сегодня выгодно кредитовать приобретение дорогих мотоциклов престижных мировых марок. Однако таких мотоциклов приобретается очень немного, и необязательно они покупаются в кредит. Основное количество приобретаемых мотоциклов существенно дешевле автомашин, больше рисков серьезного повреждения и утраты предмета залога.
Кроме того, мотоциклы, в основном, приобретаются молодыми людьми, кредитование которых затруднено (возраст, стаж, доходы могут не подходить под требования банка). Вышеназванные причины объясняют не очень высокий интерес банков к данному виду кредитования.
По мнению банкира, мотоциклов становится больше, но кредитов на их приобретение больше стало вряд ли. Причина в том, что такие кредиты скорее относятся если не к экзотике, то к немассовому виду кредитования, да и общий настрой на ужесточение требований к заемщикам сказывается.
Специалисты банка «Траст» считают, что кредитование мотоциклов выгодно банкам с точки зрения возможности установления более высоких тарифов. Однако для получения этого дохода необходимо устанавливать более жесткие условия кредитования, в том числе в части требований к возрасту заемщика, размеру первоначального взноса, сроку кредитования.
В большинстве случаев банки кредитуют на покупку мотоцикла без требований обязательного страхования риска КАСКО, так как страховые компании либо не занимаются такого вида страхованием, либо устанавливают высокие заградительные тарифы. Дополнительным источником снижения риска для банков в этом случае может являться страхование жизни и здоровья заемщиков.
Кофанов считает, что даже неспециалисту понятно, что повреждение, утрата и угон мотоцикла значительно более вероятны по сравнению с автомашинами. Менее развитая система техобслуживания и сезонный характер использования не добавляют плюсов. В результате, реально страхуют мотоциклы не все страховые компании. А те, которые страхуют, применяют значительно более высокие тарифы по сравнению со страхованием автомашин.
Страхованием мотоциклов занимается ограниченный круг страховых компаний, и те, кто работают в этом сегменте, выставляют неподъемные тарифы: КАСКО доходит до 25% от стоимости мотоцикла. Отказ страховых компаний от данного вида страхования обусловлен высокой убыточностью: при большей вероятности наступления страхового случая велик средний размер ущерба.
Вероятность страхования есть у компаний второго-третьего эшелона. При этом, в основном, страхование производится с установленной франшизой (5-10% от стоимости мотоцикла). Но в данных компаниях велик риск невыплаты страхового возмещения, полагают специалисты банка «Траст».
Владелец агентства «Страховой Советник Кокорев» Олег Кокорев предполагает, что опасений у банков может быть два. Во-первых, это ограниченная ликвидность мотоцикла как предмета залога, по сравнению, например, с автомобилем или квартирой. А во-вторых, небольшое желание их принимать на страхование со стороны страховых компаний. Их просто не берут на страхование в 90% офисов страховых компаний. А те, которые берут, могут еще дополнительно установить франшизу.
Само страхование мотоцикла проводится по тем же правилам страхования, что и автомобилей. Вряд ли проблемы с получением кредита или страховкой волнуют покупателей мотоциклов. Берут кредиты и покупают страховки из рациональных соображений, а мотоцикл приобретают по зову сердца, отмечает Олег Кокорев.
Высокий уровень травматизма, приводящий к длительной или полной нетрудоспособности заемщика, а также, к сожалению, высокий уровень смертности мотоциклистов, значительно повышает риски банков по невозврату кредита.
Одновременно кредит на мотоцикл является довольно специфическим, нишевым продуктом и занимает небольшую часть общего портфеля автокредитов в банках. Мотокредит ориентирован на узкий сегмент целевой аудитории, он не рассчитан на массовое повсеместное потребление, направлен на привлечение единичного клиента. Таким образом, при запуске программ мотокредитования банки вынуждены ужесточать условия для покрытия высокой рисковой составляющей, не имея возможности нивелировать их за счет привлечения большого портфеля.
Если уж вы решились на приобретение мотоцикла в кредит, будьте готовы к тому, что вы за него переплатите больше, чем по автокредиту, отмечают эксперты. На данный момент эта услуга не получила такого распространения как автокредит, в связи со своей спецификой, и пока она еще не рассчитана на простого обывателя.