Редкий водитель может проехать по дорогам Самары без мата. Беспрестанно вспоминают бессмертного классика отечественной литературы Николая Васильевича Гоголя и цитируют его крылатое выражение как водители, так и стражи дорог. Особенно много «добрых слов» звучит по поводу транспортных «пробок», которые с каждым днем становятся все плотнее и все длиннее. О нынешнем состоянии дорожного движения в городе свои мысли высказывает начальник ГАИ Куйбышевской области (1985-1987 г), а ныне председатель совета ветеранов ГИБДД Самарской области, полковник милиции в отставке Олег Григорьевич Цодоков.
- Есть ли выход из нынешней ситуации?
- Расстановкой дополнительных постов ГИБДД на перекрестках эту проблему не решить. Срочно нужна новая градостроительная политика. Создается впечатление, что Генплана Самары нет вообще, или его никто не придерживается. С каждым годом ситуация будет лишь усугубляться. Оставив в стороне нервы водителей и пассажиров, нужно вспомнить о чрезвычайной ситуации, которую создал выпавший прошлой зимой снег. Он фактически парализовал город. Что же будет твориться в Самаре в случае настоящего ЧП? Или, не дай Бог, техногенной катастрофы?
Уже давно спецмашины МЧС с трудом пробиваются к месту пожара, «скорые» по два часа едут к больному, правоохранительные органы пробивают себе дорогу с помощью «крякалки» и «матюгальника». Возможно, что-то изменится в связи с кадровыми перестановками...
- Назначенный начальник ОГАИ УВД по г.о. Самара подполковник милиции Дмитрий Балькин был представлен личному составу. Руководство ждет от него больших перемен в работе ГАИ города Самары. Что по этому поводу думаете вы?
- Я плохо знаю нового начальника, лично с ним не знаком. Могу сказать, что от руководителя у нас в стране зависит очень многое. Но сказать, что он сможет перевернуть все – по меньшей мере, ошибочно. Каким бы талантливым он ни был, если нет дорог, то он их не построит. Что толку учить плавать в Сахаре? Ожидать искоренения системы взяток – нонсенс! Преступность неискоренима. Только Никита Хрущев обещал поймать последнего преступника и показывать его как зверя. Косить сорняки бессмысленно, их нужно выдирать с корнем.
- Самаре грозит транспортный паралич?
- Я бы не стал утверждать столь категорично. Переходя от общего понятия «пробка» к частностям, рассмотрим несколько примеров. В конце мая было перекрыто движение по ул. Ново-Садовой от ул. Соколова до Осипенко. По заверению метростроевцев, года на полтора, хотя в этот срок трудно поверить, вспоминая реальные темпы строительства метро в Самаре. Основной транспортный поток ринулся по ул. Соколова на набережную. Вроде бы хорошо – пробок и светофоров меньше.
Не успели водители обжить эту артерию, как на улице М. Горького, от Вилоновской до Красноармейской, начались капитальные дорожные работы. А транспорт попал в «ловушку» на Куйбышевской. На сегодня пробка тянется от пивзавода, вверх по Куйбышева и упирается в площадь Революции. С перекрытием улицы Горького автоматически увеличился поток машин по проспекту Ленина, где сейчас не пройти и не проехать. Практически одновременно с ремонтными работами на улице М. Горького, начались «раскопки» дорог на улице Самарской и в районе музея Алабина. И это только «старый город». Аналогичная ситуация на Безымянке.
- На отремонтированном Московском шоссе «раскопок» нет, а пробки есть. Отчего они там образуются?
- На Московском шоссе пробок нет, а та картина, которую мы видим сейчас, является примером «правила бутылки». Скорость вытекания из нее жидкости зависит от размера горлышка. То же самое можно наблюдать и на дороге. С широкого Московского шоссе поток машин направляется на узкие улочки старой Самары, большинство из которых не проезжие (Садовая, Ленинская, Бр. Коростелевых, Никитинская и т.д.).
Город, вытянутый вдоль Волги, имеет в реальности три дорожные нитки, по которым можно добраться от одного конца Самары до другого: Самарская – Ново-Садовая – Ташкентская; Московское шоссе; Гагарина – Победы. А дальше опять узкие улочки. Еще сложнее ситуация с дорогами, ведущими к Волге, и выездами из города. Мосты через реку Самара (Южный и в Самарском районе) задыхаются от наплыва транспорта. А если там случается ДТП, то быстрее идти пешком.
С вводом в эксплуатацию третьего моста через реку Самара, в продолжение проспекта Кирова, город должен «вздохнуть». Власти обещают его открыть в ноябре этого года. Перспективы строительства в городе автомагистрали Центральная весьма размыты. На пути трассы находятся сотни гаражей и даже 5 этажный 80 квартирный жилой дом (пр. К. Маркса, 161), жильцы которого переезжать за Сухую Самарку не согласны.
- В прошлом веке дороги строили без учета перспектив развития?
- Когда строился перекресток Московское шоссе и ул. Авроры (район Центрального автовокзала), предполагалось сооружение в двух уровнях, но в связи с удешевлением в ходе строительства остановились на кольцевой развязке. Какое-то время она спасала шоссе от перегрузок. Но с резким увеличением количества машин перестала справляться с потоком. По статистике, ежегодный прирост автотранспорта составляет 8–10%.
Двадцать пять лет назад в количественном выражении – это ерунда, сегодня – огромная цифра. Городу нужны, в первую очередь, дороги. И эта задача не входит в компетенцию ГИБДД. Обратите внимание на аббревиатуру ДТП, что означает дорожно-транспортное происшествие. Слово «дорожно» стоит на первом месте. Будут дороги с хорошей пропускной способностью – будет меньше нервных водителей и, как следствие, сократится число ДТП.
- Может ли улучшить ситуацию решение вопроса со стоянками?
- Набережная реки Волги, пляж, многочисленные летние кафе давно стали любимым местами отдыха горожан, многие из которых приезжают на машинах. По причине малочисленности и неудобного расположения стоянок автомобили в ожидании хозяев выстраиваются вереницей вдоль дороги, из-за чего уменьшается проезжая часть дороги. Болезненный вопрос со стоянками в местах массового скопления народа, оказывается, может успешно решаться. Взять, к примеру, автостоянки возле «Парк Хауса», «Мега Сити», ТЦ «Империя» и др.
- Что же делать? Как исправить создавшее положение?
- Вечные вопросы, которые стоят перед самарцами: кто виноват и что делать? Можно до посинения ругать сотрудников ГАИ, высмеивать их овал лица, менять начальников, судить взяточников. От этого положение на дорогах не изменится. Нужны реальные дела по реконструкции дорог в губернской столице, а это большие деньги, которые не сможет «потянуть» городская, а может быть и областная казна. Проблему следует решать на федеральном уровне.
Пришло время вкладывать деньги в сооружение развязки в разных уровнях на пересечении Ново-Садовой и Советской Армии, где транспортная пробка тянется аж от Оврага Подпольщиков. Улица Советской Армии не способна пропустить поток желающих подняться или спуститься с Московского шоссе. Такая же проблема на Димитрова и Ташкентской, где тоже необходима двухуровневая развязка. Временным латанием дыр решить ничего нельзя, этот гордиев узел нужно рубить. И чем скорее, тем лучше.
- Что вы думаете о нынешней Госавтоинспекции?
- В последнее время стало правилом «хорошего тона» ругать ГИБДД. Со всех сторон раздаются требования о реформировании службы, но никто не говорит, как это сделать. Перемены хороши, если они не перерастают в реформаторский зуд. Для чего нужно было тратить кучу денег, чтобы поменять вывески ГАИ на ГИБДД, на печати, бланки, штампы, если, в принципе, ничего не изменилось? Дисциплина на дороге, безусловно, нужна, без нее никакие по качеству дороги проблему безопасности не решат, но она должна быть обязательна для всех.
В свое время канцлера ФРГ Гельмута Коля полицейские оштрафовали за неправильную стоянку. Он мог вызвать министра внутренних дел и разрешить ситуацию в свою пользу, но он этого не сделал, а оплатил штраф. Наши же депутаты расставание с проблесковыми маячками приравняли к подвигу. Ситуация с «неприкасаемыми» доходит до абсурда. Инспектор составляет протокол за превышение скорости одному водителю и одновременно отдает честь другому, который проносится мимо с еще большей скоростью с «блатными номерами». Но это другая тема. О ней мы поговорим в следующий раз.