На днях вступили в силу новые правила перевозки пассажиров и багажа. Большая часть нововведений касается маршрутных «Газелей», которые теперь приравняли к общественному пассажирскому транспорту. Согласно новым правилам, например, брать плату за проезд в микроавтобусах должен либо кондуктор, либо водитель, но только на остановках, а не во время движения. Немало нововведений касается и информирования пассажиров. Несоблюдение установленных правил перевозчикам может обойтись достаточно дорого – материальная ответственность увеличена до 10 тысяч рублей.
Согласно постановлению правительства от 14 февраля 2009 года об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулярные перевозки пассажиров по маршрутам должны осуществляться по расписанию, которое должно составляться для каждого остановочного пункта маршрута. Расписание должно содержать интервалы отправления, в том числе по периодам времени суток.
Новое постановление регулирует также и правила информирования пассажиров. Так, внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок должна быть полная информация о перевозчике с указанием номера телефона организации, фамилии водителя и кондуктора. Кроме того, установлена обязательность перевозчика обилечивать пассажиров. При этом билет должен содержать обязательные реквизиты организации, осуществляющей деятельность по перевозке.
По словам заместителя руководителя департамента транспорта Самары Александра Тверецкого, новый документ отменяет понятие «маршрутное такси». Теперь все автобусы, в том числе и малой вместимости, будут относится к категории пассажирского транспорта: «Понятие «маршрутное такси» подразумевало собой режим работы, в котором перевозчик должен был сам себя заявить. Эта категория транспорта отличалась принципом организации работы: подразумевалось, что транспортные средства коммерческих перевозчиков работают на определенных маршрутах, с более высокой скоростью сообщения, пассажиры в этом транспорте, как правило, сидят, что для них более удобно и комфортно. А кроме того, они имеют возможность совершить остановку по требованию».
По словам директора ООО «Менеджмент прожект» Ирины Барсуковой, новые правила касаются, в первую очередь, тех перевозчиков, кто работает на «Газелях»: «У нас на маршрутах работают ПАЗы, а потому в нашей работе ничего не изменилось».
Стоит отметить также, что, согласно новым правилам, водители пассажирских «Газелей» должны четко объявлять остановки и осуществлять посадку и высадку пассажиров только в установленных местах, а не останавливаться, где им вздумается. Кроме того, они должны отправляться строго по расписанию.
К тому же, в транспорте частных перевозчиков дети дошкольного возраста, согласно новому документу, должны провозиться бесплатно в том случае, если они не занимают мест. Если же ребенок занимает сидячее место, то взрослый платит за проезд дошкольника 50% тарифа.
«Есть и другие изменения, касающиеся оформления транспортного средства, как внешнего, так и внутреннего, несколько изменяются взаимоотношения пассажира и перевозчика в части перевозки багажа», – говорит господин Тверецкий.
Контролировать выполнение новых правил будут как муниципальные власти (в части исполнения обязательств, предусмотренных договором: количество автобусов, графики движения, марки подвижного состава), так и управление государственного контроля в сфере транспорта. Стоит отметить, что материальная ответственность перевозчика за невыполнение обязательств может составить 10 тысяч рублей.
Однако в работе самарских маршруток с 19 марта мало что изменилось: водители по-прежнему собирают деньги с пассажиров, отвлекаясь от дороги, останавливаются в тех местах, где удобно горожанам, не выдают билеты. Как сообщил на минувшей неделе Александр Тверецкий, в ближайшие дни в департаменте транспорта должен состояться семинар с представителями коммерческих перевозчиков по разъяснению новых правил. А потому вполне возможно, что изменения к лучшему в части перевозки пассажиров появятся в скором будущем.