Авто Недвижимость Строители-«варяги» наступают

Строители-«варяги» наступают

Московские строители все чаще присматриваются к регионам. Так, в нынешнем году столичные компании возведут около 1,5 миллиона квадратных метров жилья в различных регионах России. По данным интернет-портала стройкомлекса Москвы, сегодня таким образом актив

" width=

Московские строители все чаще присматриваются к регионам. Так, в нынешнем году столичные компании возведут около 1,5 миллиона квадратных метров жилья в различных регионах России. По данным интернет-портала стройкомлекса Москвы, сегодня таким образом активно застраиваются Тула, Рязань, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Омск, Ярославль, Калуга, Иваново, Калининград, Санкт-Петербург, Краснодар и т.д. Впрочем, для того чтобы выйти на региональный строительный рынок, москвичам придется преодолеть целую «полосу препятствий». На пути «варягов» зачастую встают административные барьеры и сопротивление местных строительных компаний.

Прежде чем выйти в другой город с бизнес-проектом, любая строительная компания проходит практически одинаковый путь. Первое, что приходится преодолевать – это административный барьер. Уже давно не секрет, что, как правило, существует пул компаний, имеющих административное лобби, а также оппозиционно настроенные к местной власти строители. Участок земли в хорошем месте, оснащенный необходимыми коммуникациями, а также быстрое получение разрешения на строительство – лакомый кусок для всех застройщиков. Однако, как показывает практика, «сливки» получают компании с надежным административным ресурсом.

Второй камень преткновения – это местные строительные фирмы, которые не слишком рады делиться своей долей рынка с иногородними конкурентами. К тому же москвичи часто ведут весьма агрессивную маркетинговую политику. На фоне этого между компаниями даже разворачиваются самые настоящие маркетинговые войны, которые часто заканчиваются не в пользу москвичей.

«Вспоминается случай с одной московской фирмой, которая открыла филиал в Рязани и начала застройку целого микрорайона, – вспоминает исполнительный директор НП «Альянс Строителей» Сергей Сидоров. – Квартиры в новом доме раскупались плохо. Как выяснилось позже, не без помощи местных застройщиков были распространены слухи о том, что москвичи строят некачественно, цены задирают, а завтра вообще могут уйти с рынка, прихватив с собой деньги населения».

Региональные эксперты подтверждают: зайти столичным застройщикам в другие города России – задача весьма непростая. Так, директор представительства АСР в Самарской области, председатель правления инвестиционно-строительной корпорации «Волга-Групп» Петр Сивожелезов отмечает, что самарский строительный рынок всегда был довольно закрыт для иностранных и федеральных компаний. «Особенно сложно работать иностранным компаниям, которые не знают местных законов и процедур, – добавляет он. – Да и власть охотней идет на сотрудничество с местными компаниями.

Поэтому все чаще иностранные компании выступают в роли соинвесторов строительных проектов. Самарская область является одной из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов в России, что объясняет большой интерес к местному строительному рынку. Некоторые компании уже работают в Самаре. Но говорить о большом количестве федералов не приходится. Не увеличится их число и в ближайшие годы. Многие московские и питерские строительные компании в условиях кризиса свернули свои планы по выходу в регионы».

Эксперт рынка недвижимости Уфы Артур Урманцев поясняет: существует несколько видов вхождения московских и иностранных компаний на местный рынок. «В первом случае, к примеру, Москва покупает местное предприятие со всей его производственной базой (таковым в Уфе является строительный трест «КПД»), – говорит эксперт. – Во втором случае москвичи могут создать свое предприятие в том или ином регионе и взять в качестве субподрядчиков наши местные предприятия. В третьем случае происходит некий симбиоз – Москва организует совместное предприятие.

Надо сказать, что больших сложностей с «вхождением» российских или иностранных компаний на рынок недвижимости того или иного региона, как правило, не возникает. Но в нашей республике сегодня с этим появляются большие трудности. Компаниям приходится сталкиваться с многочисленными бюрократическими препонами, например, в вопросах получения разрешительной документации на строительство объекта. Есть и другие сложности. Возьмем строительство IKEA. Право аренды компания покупала с аукциона. Город отдал землю, а потом оказалось, что это земли сельскохозяйственного назначения. Следовательно, необходимо выплатить определенную компенсацию сельскому хозяйству.

Что касается строительства жилья российскими и иностранными компаниями, то этот процесс в Уфе идет не столь активно. Как правило, на рынке жилья действуют местные игроки. В прошлом году, к примеру, к нам хотела зайти питерская компания, но передумала. Другая компания «Агидель Групп» купила право аренды земли, расположенной между Демой и Затоном. Они создали здесь свое предприятие. Далее, скорее всего, будут привлекать местные организации или турков возьмут в качестве рабсилы. Предполагается, что на этом месте будет целый квартал».

Финансовый кризис скорректировал планы строителей в части региональной экспансии. Директор департамента развития бизнеса холдинга Rodex Group Геннадий Теряев констатирует: ранее региональные рынки загородной недвижимости активно развивались – организованные коттеджные поселки начали теснить «шанхай» в Свердловской, Самарской областях, в Пермском крае.

По темпам развития лидировала Ленинградская область. «Сегодня в регионах много замороженных проектов, и их число, к сожалению, может увеличиться, так как многие местные девелоперы, которые реализуют в регионах такие проекты, не обладают необходимым опытом кризисного управления загородными проектами, – добавляет Геннадий Теряев. – Многие существующие сетевые федеральные девелоперы уходят из регионов либо навсегда, либо на какой-то период времени, который им необходим для экономической «реабилитации».

С начала кризиса на девелопмент перестали выделяться кредиты, прекратился поток инвестиций. Например, на рынке загородной недвижимости инвестиции отсутствовали в течение полугода. Более того, «пересох» основной источник поступления денег – непосредственно продажи объектов. Многие девелоперы свернули свои региональные проекты, и в некоторых регионах строительство сильно сократилось. Например, в Перми оно упало в 8 раз. Подчеркну, что федеральная девелоперская сеть Rodex Group из регионов не уходит. Более того, согласно генеральной стратегии развития до 2012 года, холдинг Rodex Group планирует открытие новых региональных компаний в Нижнем Новгороде, Республике Татарстан, Ярославле и др. Сегодня холдинг ведет активное строительство коттеджных поселков в Уфе, Самаре, Перми, Московской и Ленинградской областях».

Фото: Фото с сайта Inmoment.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления