Руководство АвтоВАЗа намерено изменить схему работы с поставщиками. В связи с реализацией мер по снижению закупочных цен топ-менеджмент тольяттинского автозавода потребовал от поставщиков уменьшить стоимость комплектующих изделий как минимум на 10%. Аналитики считают, что подобная просьба руководства волжского автозавода весьма разумна. Ведь если цены на комплектующие и, соответственно, автомобили будут прежними, то и продаваться машины будут хуже. А это, в свою очередь, негативно отразится и на производителях комплектующих.
На минувшей неделе президент АвтоВАЗа Борис Алешин провел встречу с руководителями 120 крупнейших поставщиков завода. «Сегодня у АвтоВАЗа задача номер один – выйти к концу текущего года на положительный денежный поток. Экономические реалии кризиса диктуют необходимость значительных перемен взаимоотношений АвтоВАЗа со своими поставщиками в первую очередь в вопросе снижения закупочных цен, – отметил господин Алешин, – я убежден, что изменить текущую ситуацию к лучшему можно лишь совместными усилиями. Только находясь в режиме постоянного диалога, мы сможем найти выход из кризисной ситуации».
По сообщению пресс-службы тольяттинского автозавода, с целью реализации мер по снижению закупочных цен, руководство АвтоВАЗа потребовало от поставщиков уменьшить стоимость комплектующих изделий как минимум на 10%. Кроме того, тольяттинский автогигант будет настаивать на проведении технико-экономического аудита тех предприятий-поставщиков, которые не снижают цены и предлагают повысить стоимость своей продукции.
«В текущих кризисных условиях это единственный способ найти взаимопонимание. Проведение аудита даст четкое понимание того, куда направляются денежные средства, в том числе выделенные АвтоВАЗу в рамках государственной поддержки», – сообщает пресс-центр волжского автозавода.
По мнению экспертов, АвтоВАЗ имеет полное право обратиться к поставщикам с просьбой о снижении цен. Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, в связи с резким падением продаж автомобилей (в мае 2009 года уменьшение объемов реализации машин составило 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) неудивительно, что многие автопроизводители стремятся ещё больше снизить цены на свою продукцию. А сокращение стоимости комплектующих является одной из таких мер.
«АвтоВАЗ не «требует» снизить цены, а «просит» своих поставщиков пойти на такое снижение. В данном случае завод апеллирует к разуму поставщиков, ведь если цены на комплектующие будут прежними, то машины будут хуже продаваться, а значит, и поставщики будут нести убытки, так как завод станет закупать у них меньше комплектующих. Такие меры в условиях нынешней ситуации на рынке вполне могут быть введены», – отмечает Дмитрий Баранов.
Очевидно, кто-то из поставщиков согласится на условия, поставленные АвтоВАЗом, а кто-то и нет. В целом, как отмечают аналитики, снизить цены на комплектующие возможно, однако предприятия-смежники находятся в разных ситуациях. Некоторым поставщикам для снижения цен на комплектующие придется обращаться с аналогичной просьбой к своим поставщикам сырья и материалов.
Кроме того, со временем на тольяттинском автопредприятии будут введены новые формы взаимоотношений с поставщиками – электронные и тендерные торги. Новые условия работы в среднесрочной перспективе, вполне возможно, могут привести к тому, что какие-то поставщики уйдут, а на их место придут другие. Однако, как отмечает господин Баранов, поставщики и АвтоВАЗ уже давно и тесно связаны друг с другом, поэтому разорвать эти связи быстро вряд ли получится. Кроме того, сразу найти новые рынки сбыта и новых поставщиков обеим сторонам будет довольно сложно. А потому, вполне вероятно, что стороны будут конфликтовать, но в итоге придут к компромиссу.
Как отмечают на АвтоВАЗе, несмотря на сложное финансовое положение завод продолжает выполнять свои обязательства по погашению кредиторской задолженности перед поставщиками. В течение полугода долг за 2008 год сократился с 25 миллиардов одного миллиона до двух миллиардов 75 миллионов рублей.
По мнению Дмитрия Баранова, снизить издержки и увеличить денежные поступления автозаводу удастся, в первую очередь если уровень продаж автомобилей будет расти: «Именно продажи определяют финансовое состояние завода, а не возможное снижение цен на комплектующие».
Стоит отметить, что в целях снижения издержек руководство ВАЗа готово пойти и на уменьшение зарплат работников, об этом публично заявил Борис Алешин. По его словам, размер оплаты труда заводчан может быть снижен уже в сентябре. Такое решение, как отметил президент АвтоВАЗа, принято для того, чтобы, сокращая издержки, все же сохранить рабочие места.