Глава МВД России Рашид Нургалиев
предложил инспекторам ГИБДД при общении с водителями вести аудио- и видеозапись. Таким образом, по словам министра внутренних дел, гаишники смогут защитить себя от агрессивных и невежливых автомобилистов.
На днях во многие федеральные СМИ опубликовали заявление главы Министерства внутренних дел РФ Рашида Нургалиева о том, что сотрудникам ГИБДД необходимо пользоваться диктофонами и видеокамерами при общении с автомобилистами. По словам Нургалиева, подобная практика применяется во многих зарубежных странах. Он попросил начальника ГИБДД Виктора Кирьянова раздать инспекторам записывающие устройства, чтобы «не было хамства в их адрес». На сегодняшний день документы, определяющие использование сотрудниками милиции диктофонов и видеокамер, а также схема обеспечения такими устройствами подразделений ГИБДД, уже одобрены и подписаны.
Журналисты связывают инициативу Рашида Нургалиев с инцидентом в Перми, где пьяный мужчина избил двух милиционеров, выкрикивая при этом, что министр разрешил давать сдачи сотрудникам правоохранительных органов.
Это произошло четвертого декабря. Сначала пьяный 24-летний мужчина избил своего брата. Тогда родственник вызвал наряд милиции. Когда стражи порядка прибыли в квартиру, хулиган бросился на них с кулаками. После короткой драки милиционеров госпитализировали в больницу. Против «драчуна» в итоге возбудили уголовное дело по статьям УК 318 «Применение насилия в отношении представителя власти» и 319 «Оскорбление представителя власти».
Те самые заветные слова, которые пьяный пермяк цитировал во время поединка с милиционерами, Рашид Нургалиев произнес 26 ноября на базе ОМОНа, на встрече с курсантами и детьми из спортивной школы. Один мальчик спросил его, как нужно вести себя, если на него нападет человек в милицейской форме. Министр ответил, что «если этот гражданин не преступник, которого задерживают, и ничего не нарушает, то в случае нападения может применять самооборону». Правда, спустя два дня в эфире одной из федеральных радиостанций глава МВД заявил, что СМИ исказили его слова.
«Да, это мои слова. А пресса, та самая, которая, пользуясь нашей открытостью, приехала осветить эту встречу с детьми, тут же сообщает, что министр разрешил бить милиционеров», – заявил Рашид Нургалиев.
Так и или иначе, дорожная милиция теперь обладает теми же возможностями, что и водители, которые уже давно могут записывать процесс общения с представителями власти.
«Пусть записи хранятся в архиве, а если возникнет какой-то скандальный вопрос, то их всегда можно поднять и дать объективную оценку действиям инспектора и водителя», — подчеркнул Нургалиев.
С точки зрения закона, ничего противоправного в новых возможностях сотрудников ГИБДД нет, считают адвокаты.
«Это совершенно нормально и не запрещено законом. Диктофон и видеокамера сейчас есть практически в любом сотовом телефоне, и водитель может спокойно вести запись разговора с инспектором ГИБДД, – говорит правозащитник Александр Паулов. – Так почему же милиционер не может делать тоже самое? Как ему защищаться от хамства некоторых автомобилистов? Инспектор не будет вмешиваться в частную жизнь гражданина, а записывать свою работу. Эта запись может быть использована в суде, как доказательство. Возможно, люди станут вести себя более сдержано, и конфликтных ситуаций станет меньше».
В том же уверены и самарские гаишники, которые в настоящее время вынуждены покупать диктофоны на свои деньги.
«Никаких средств на закупку оборудования нам пока не поступало. Наши сотрудники пока пользуются только собственными устройствами, которые покупают на собственные средства. Видеокамеры и диктофоны необходимы, чтобы уравнять в правах сотрудников Госавтоинспекции и участников дорожного движения. Я думаю, что это поможет в работе наших инспекторов и хамства на дорогах станет меньше», – считает начальник отдела пропаганды УГИБДД Самарской области Татьяна Лядина.