На сайте УГИБДД Самарской области появился специальный раздел – Государственные услуги. Отныне все желающие могут пройти техосмотр в электронном виде.
Еще в 2006 году по указанию президента России Владимира Путина началась разработка административных регламентов и стандартов, описывающих процесс взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. К концу 2007 года было разработано более 400 проектов, значительная часть которых прошла межведомственное согласование и была утверждена. Примерно тогда же начал создаваться доверенный портал государственных услуг, который должен был заработать с 1 января 2009 года.
В 2008 году началась разработка перечня наиболее востребованных госуслуг, которые планировалось перевести в электронную форму в первую очередь. Одновременно Минэкономразвития собиралось подготовить необходимые для организации юридически значимого взаимодействия поправки в законодательство.
Однако усилия не привели к ожидаемому результату. К началу 2009 года список госуслуг так и не утвердили, а портал так и не заработал. Более того, в июле 2008 года на заседании президиума государственного совета президент России Дмитрий Медведев заявил, что «по ключевым показателям мы ещё страшно далеки от большинства развитых государств. У нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера».
Тем не менее в августе 2009 года Минкомсвязи представило график перехода федеральных органов исполнительной власти на «электронное правительство» по европейской модели. Список услуг разбили на семь групп, среди которых регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановка автомобилей на учет, таможенное оформление товаров, оформление социальных выплат и пособий, регистрация прав на недвижимость, лицензирование деятельности и выдача паспортов. Причем по классификации Евросоюза наиболее востребованными считаются услуги, которые оказывают ГИБДД, Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд России, Росреестр.
В итоге, в конце января 2010 года сайт Gosuslugi.ru начал свою работу. Автомобилистам на портале отведен отдельный раздел «Транспорт и дорожное хозяйство», который включает в себя пять основных тем: «Автомобильный транспорт», «Безопасность дорожного движения», «ГИБДД», «Лицензирование, выдача разрешений», «Перевозка грузов». Структура раздела предельно проста и доступна даже начинающим юзерам.
Для каждой процедуры расписали перечень документов, которые надо иметь при себе для успешного ее прохождения. Указано даже, копия или оригинал должны быть на руках. Если требуется заполнение каких-либо документов, то их шаблоны приложены. Также расписаны размеры необходимых платежей. В общем, размещена полная информация, для того чтобы автолюбитель мог подготовиться к визиту в Госавтоинспекцию и не возвращался туда дважды. Но это был именно толковый справочно-информационный интернет-ресурс. До недавнего времени автомобилисты Самарской области не могли пройти техосмотр виртуально.
Теперь такая возможность у самарских водителей есть. На сайте УГИБДД губернии появился новый раздел: Государственные услуги. В настоящее время раздел включает в себя подразделы: Административные правонарушения и Техосмотр.
На первой странице водители могут получить информацию о своих неоплаченных штрафах за нарушения ПДД. Весь процесс состоит из четырех шагов: 1.) написать фамилию, имя и отчество; 2.) число, месяц и год рождения; 3.) указать документ, по которому будет произведен поиск (водительские права, постановление о наказании или протокол об административном правонарушении); 4.) далее ввести номер прав, постановления или протокола. Эти действия занимают не больше минуты.
Во втором разделе пользователи могут оформить заявку на прохождение техосмотра. Все что нужно – это указать: Ф.И.О., государственный регистрационный знак автомобиля, серию и номер свидетельства о регистрации машины, контактный адрес электронной почты заявителя и контактный телефон. После заполнения заявки на получение данной услуги, пользователю будет предоставлена информация о назначенной дате и времени проведения государственного технического осмотра, телефон ответственного сотрудника пункта технического осмотра.
Однако воспользуются ли водители «виртуальными» новшествами – еще вопрос. Ведь большинство автомобилистов проходят эти процедуры не чаще раза в год, а очереди оставляют достаточно времени, чтобы заполнить пару бумаг. К тому же в той же Самаре особой проблемы нет ни с регистрацией машины, ни с прохождением техосмотра, если не попадать в самый сезон, в обоих случаях можно уложиться за три часа, иногда быстрее.
«Узнать о том, пользуются ли автомобилисты этими услугами, мы не можем», – говорит сотрудник отдела пропаганды УГИБДД губернии Олеся Гусарова.