Легендарному автомобилю «ВАЗ-2101», известному среди водителей как «копейка», исполнилось 40 лет. Сотрудники АвтоВАЗа отметили юбилей легковушки массовым забегом на дистанцию, равную длине конвейера завода. Поклонники первой вазовской легковушки организовали пробег и приехали на родину «копейки» из различных уголков России.
«ВАЗ-2101 «Жигули» – это легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Первая модель была выпущена на волжском автозаводе 19 апреля 1970 года. За основу взяли автомобиль «Fiat 124» модели 1966 года в базовой комплектации (с 1,2-литровым двигателем и отделкой салона начального уровня). Конкретным прототипом был «Fiat 124R» («Russia») – фактически, «ВАЗ-2101» итальянской мелкосерийной сборки, участвовавший в многочисленных испытаниях. Конструкцию автомобиля существенно доработали с учётом советских условий: увеличили дорожный просвет, усилили подвеску и кузов.
Вопреки распространенной легенде, с самого начала «Жигули» собирались целиком из локализованных частей, без поставок деталей с «Фиата», тем более что большая часть узлов «копейки» имела более или менее существенные отличия от оригинального «Fiat 124», производящегося в Италии. Штампы и клейма же оставались в первое время «фиатовскими», так что соответствующее обозначение вполне могли нести и детали, изготовленные в СССР на итальянском оборудовании. По мере внесения изменений в конструкцию автомобиля и естественного износа оснастки они стали исчезать. Качество изготовления автомобилей ВАЗ действительно со временем снижалось, но эта тенденция находилась в полном соответствии с теми, которые были характерны в те же годы для всей советской, не только автомобильной, промышленности. Кроме того, часть деталей была произведена не в СССР, а в других странах Соцлагеря в рамках экономической взаимопомощи, например, в Польше, где с 1967 года уже выпускался очень близкий конструктивно автомобиль.
Так как внешность «ВАЗ-2101» в начале семидесятых годов уже не соответствовала мировому уровню дизайна, в Тольятти был разработан проект модернизации автомобиля, предусматривавший установку 1,3-литрового мотора, прямоугольных фар от «Москвича» и ряд других изменений.
Автомобили «ВАЗ-2101» неоднократно участвовали в съёмках фильмов на различных площадках страны. Этот автомобиль можно увидеть в фильмах «Мимино», «Особо опасен» и других. В 2002 году под слоганом «Культовая машина в круговерти страстей» в кинопрокат вышел фильм Ивана Дыховичного «Копейка», в котором главную роль играл автомобиль.
Сотрудники «АвтоВАЗ» отметили юбилей выпуска легендарного автомобиля массовым забегом «Вазовская верста» на дистанцию в 1,5 километра, равную длине конвейера завода. Об этом Doroga63.ru рассказали в пресс-службе автогиганта.
«В забеге приняли участие почти 100 сотрудников завода. Соревнования проходили между мужчинами и женщинами отдельно. Победителей награждали медалями, дипломами и кубками», – сообщили в АвтоВАЗе.
Кроме того, в Тольятти прибыли участники автопробега – представители фан-клубов «копейки» из Казани, Волгограда, Твери, Оренбурга, Кирово-Чепецка, Кирова, Самары, Санкт-Петербурга. В пробеге, организованном при поддержке АвтоВАЗа и петербургского правительства, приняли участие около 30 машин из всех регионов России. Мероприятие прошло под девизом «40 лет на дорогах страны». Колонна состояла из аутентичных машин и тюнинг-версий ВАЗ-2101, а головной стала «Золотая копейка» – это автомобиль первых лет выпуска, он восстановлен и переоборудован специалистами официального дилера АвтоВАЗа. Участники пробега приехали на площадь Свободы. Их приветствовал заместитель главы Центрального района города Алексей Кузьменков.
«И пусть наша «копейка» колесит по дорогам России как можно дольше», – сказал Кузьменко и пожелал автомобилистам доброго пути.
Со словами чиновника согласны многие автолюбители, которые с теплом вспоминают этот легендарный автомобиль.
«По сегодняшним меркам, конечно, машина примитивная, первобытная. Но в начале «копейка» считалась скоростной и очень комфортной машиной. Обладать ею было престижно. В очереди за новеньким «ВАЗам» тогда стояли годами, – вспоминает автомобилист Аркадий Викторович. – Много было желающих, автомобилей на всех не хватало. При разгрузке вагонов чуть до драки не доходило. Когда я после мучительных ожиданий получил машину, радости предела не было. С тех пор поменял много автомобилей, но такого восторга не испытывал больше никогда».