Еще с 1 марта этого года автобусы междугородных маршрутов должны были быть оборудованы ремнями безопасности. Но постановление правительства спешат выполнить не все автотранспортные предприятия — ссылаются на технические трудности, недостаток времени и средств.
Без поблажек
На самом деле окончательный вариант постановления был принят только 24 февраля, и на исполнение у перевозчиков оставалось не так много времени. Однако, по словам сопредседателя межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Антона Буслова, это не может служить оправданием. «О том, что подобный законопроект будет принят, - поясняет он, - официально заявлялось почти год назад. Тогда даже говорилось, что проверять наличие ремней безопасности будут уже с 1 января 2010 года. То, что компании тянули с переоборудованием автобусов до последнего, – не повод делать им поблажки».
Технически оборудовать ремнями можно любой автобус. Вопрос в цене. Какие-то автобусы предполагают наличие ремней безопасности, для каких-то нужно создавать дополнительные конструкции. Где-то они уже есть, но не используются. Кроме того, технические новшества весьма затратны, а выделять деньги на них должны сами предприятия.
Хотя единственная серьезная проблема, с которой сталкиваются автотранспортные предприятия, — необходимость лицензирования изменений конструкции. В области сейчас всего одна организация, осуществляющая экспертизу, и такой монополизм, конечно, затягивает процесс. А без лицензии оснащать транспорт ремнями безопасности тоже нельзя. Получается замкнутый круг: нет ремней – штраф, есть, но без лицензии – тоже. Приходится ждать своей очереди.
Замкнутый круг
Контролировать исполнение закона должна ГИБДД. Планируется, что будут проводиться регулярные рейды, подобные тем, что проходят на городском транспорте. Нарушители не отделаются небольшим штрафом — автобусы, которые не соответствуют техническим требованиям, будут просто снимать с маршрута.
Хотя есть опасения, что очень скоро перевозчики «договорятся» с милиционерами, и требования можно будет выполнять чисто формально. Заместитель начальника ГИБДД по Самарской области Виктор Митник говорит, что, несмотря на то что постановление вступило в силу, проверки пока бессмысленны — около половины автобусов еще не оборудованы должным образом. Снять их с маршрута – значит практически парализовать движение. Поэтому запланированное на 20 апреля начало рейдов было отложено. К тому же установка, которая производится в спешке, может оказаться некачественной и в конечном итоге пассажирам навредить. Так что, чтобы избежать плачевных последствий, ГИБДД пошла навстречу перевозчикам и продлила сроки — наказывать за отсутствие ремней теперь будут только с 1 октября.
Начальник транспортного управления ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Евгений Мактарев, правда, приводит другие цифры. По его словам, в Самарской области осталось оборудовать ремнями безопасности всего 15% автобусов. Перевозчики обещают, что все работы будут закончены уже к сентябрю.
Парадоксально то, что многие пассажиры считают, что в междугородном транспорте ремни безопасности ни к чему. Одни уверены, что те попросту бесполезны, а то и могут привести к травмам в случае аварии. Другие говорят о том, что установка ремней повлечет за собой повышение стоимости билетов.
Однако, несмотря на то что часть транспорта ими уже оборудована, проезд пока не подорожал. А главный врач Самарской скорой помощи Владимир Молоков удивлен тем, что многие сомневаются в важности ремней безопасности: это не новшество, а многолетний зарубежный опыт. «При легких столкновениях, - считает он, - это вещь просто незаменимая. В автобусе много предметов, о которые можно травмироваться. И человек, который в случае ДТП мог бы оказаться в больнице с ушибами и порезами, будучи пристегнутым, скорее всего, вообще никак не пострадает».