В ближайшее время намерены отменить транспортный налог. По замыслу разработчиков нововведения, автомобилисты же только выиграют, поскольку теперь их отчисления на ремонт дорог будут зависеть от потребления топлива, а не от мощности двигателя автомобиля. Одновременно увеличат акцизы на нефтепродукты. Насколько же в итоге вырастут цены на бензин, которые отражаются на стоимости продуктов питания и других товаров, ведь перевозчикам нужно компенсировать свои потери?
Две идеи
Предложения по отмене транспортного налога высказывались давно. Только в этом году озвучивались два варианта. Первый - о включении транспортного налога в цену бензина. Налог предлагалось взимать на бензоколонках при продаже бензина, включив его в чек. Авторы законопроекта посчитали, что по мере увеличения стоимости топлива будет пропорционально изменяться и сумма транспортного налога, что не потребует постоянной индексации ставок. Противники отметили, что сбор акциза с каждой бензоколонки тянет за собой схему сложного администрирования. Кроме того, топливо в России можно купить и без чеков, «левое», а значит, и без налогов. В итоге это предложение дума не поддержала.
Второй вариант предложил Минтранс РФ: полностью отменить транспортный налог и увеличить акцизы на топливо. Причем акциз взимать не на бензоколонках, а на выходе бензина и дизтоплива с нефтеперерабатывающих заводов. По замыслу властей, отмена транспортного налога и компенсация его ростом акциза на бензин сделает налогообложение автомобилистов более справедливым: они будут платить в зависимости от того, как много ездят и, соответственно, расходуют топливо. Помимо этого, акциз легче собирать, поскольку налоговые органы будут иметь дело не с миллионами налогоплательщиков, а с юридическими лицами - переработчиками нефти. Вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что отменить транспортный налог правительство может уже с 2011 года и одновременно может быть увеличен акциз на бензин, а также введена плата за проезд по автодорогам для автотранспортных средств весом более 12 тонн.
Второй вариант был поддержан на днях регионами РФ и заинтересованными ведомствами на совещании в министерстве транспорта, посвященном вопросу формирования федерального и регионального дорожных фондов.
Прямиком на ремонт
Решение о воссоздании целевого дорожного фонда, который был упразднен около десяти лет назад, Правительство РФ приняло в середине мая. То есть предполагается создание бюджетного фонда для финансирования строительства и ремонта автодорог. Регионы также получат право создавать аналогичные фонды. Глава Минтранса Игорь Левитин отметил, что дорожный фонд необходим отрасли, поскольку в 2011 году финансирование ремонта и содержания дорог будет на 100 млрд ниже, чем в нынешнем.
«Здравое зерно в этом предложении есть. Все-таки логично, чтобы те, кто много ездит, платили бы за ремонт дорог больше, чем те, у кого машина стоит в гараже. К тому же такой налог (акциз) гораздо легче собирать, чем транспортный, а значит, больше денег в итоге дойдет до дорог, а не будет потрачено на процесс собирания», - полагает руководитель пресс-службы ИХ «ФИНАМ» Владислав Исаев. Президент Некоммерческого партнерства по защите прав и законных интересов перевозчиков «Поволжье» Николай Коротков тоже согласен с предложенной схемой: «Однозначно ЗА. Кто пользуется - тот и платит! Особенно при условии, что собранные в дорожный фонд деньги действительно пойдут на ремонт и строительство дорог».
«Несправедливый» налог
Взимаемый сейчас транспортный налог многие считают несправедливым, поскольку его размер зависит не от того, как много ездит водитель, а от мощности автомобиля. Так, в Самарской области на 2010 год установлены следующие ставки: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 14 руб., а более 250 л.с. - 150 рублей. Федеральные власти рассчитывают, что новость об отмене транспортного налога порадует многих автолюбителей, которые редко эксплуатируют свои транспортные средства, однако вынуждены платить этот налог наравне со всеми, ведь теперь объемы расходов автовладельцев на содержание автомобиля будут определяться в первую очередь количеством потребляемого топлива. Владислав Исаев считает, что нововведение «будет стимулировать переход на более экономичные модели авто». «Конечно, расходы тех, кто активно ездит, возрастут, но, в отличие от нынешнего налога, сумма будет уплачиваться не разово, а распределена на весь год по мере заправки автомобиля», - подчеркнул эксперт. Автомобилистка Светлана в беседе с корреспондентом «ВК» отметила, что рада отмене транспортного налога. «За 2009 год я заплатила 1000 рублей. Умом я понимаю, что если бензин из-за повышения акцизов подорожает, то в итоге я потрачу больше денег, но уж очень не люблю налоговые квитанции», - призналась Светлана.
Цена бензина
Мнения, насколько в результате увеличения акцизов на нефтепродукты может повыситься стоимость бензина, расходятся. Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что не опасается резкого роста цен на бензин после повышения акцизов на нефть и нефтепродукты. В Минэнерго РФ считают, что увеличение акциза приведет к тому, что 1 литр 92-го бензина будет стоить 28 руб., а дизельное топливо - 24 рубля.
«Пока экспертные оценки расположены в интервале от 0,6 до 1,5 руб. повышения на литр, но они чисто умозрительны и итоговый рост может существенно отклониться от этих предположений, - отметил Владислав Исаев. - Расчет будет скорее идти от того, сколько бензина в стране продается и сколько нужно на содержание дорог. Так что даже для тех, кто активно ездит, стоимость налога, вероятно, вырастет не более чем вдвое. На текущий момент доля налогов в стоимости моторного топлива в России составляет около 45-50%. Причем, по данным Минэнерго, в нашей стране одни из самых низких очищенных от косвенных налогов цен на моторные виды топлива в мире. Более низкая стоимость наблюдаются только в странах с прямым регулированием цен на топливо: Иран, Венесуэла и др. На относительно низкую долю налогов в моторном топливе, очевидно, и ориентируются законодатели, предлагая включить транспортный налог в его розничную стоимость».
И.о.руководителя Управления ФАС по Самарской области Леонид Пак считает, что «оценить возможный рост цен на бензин, а также иные последствия замены транспортного налога повышением акцизов на сегодняшний день не представляется возможным». Что касается контроля цен, то антимонопольщики подчеркивают - в соответствии с законодательством РФ, в процессы свободного рыночного ценообразования ФАС России и ее территориальные органы имеют право вмешаться только в особых случаях. Например, если имеет место установление монопольно высоких/низких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%. И если имеют место согласованные действия нескольких участников одного того же рынка, направленные на установление или поддержание цен. «Во исполнение поручения ФАС России Самарское УФАС проводит мониторинг цен на нефтепродукты для обеспечения стабильности на этом рынке, а также обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, в 2010 году Самарское УФАС анализирует оптовый и розничный рынки нефтепродуктов на предмет определения на них уровня конкуренции. В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольная служба примет соответствующие меры», - заявил Леонид Пак.
Уже сейчас в Минздравсоцразвитии РФ подчеркивают, что необходимо рассмотреть возможность компенсационных выплат тем гражданам, у которых небольшой доход, и эти выплаты проводить через субсидии в регионах. Причем компенсации должны быть только для малообеспеченных граждан.
«Мы считаем, что закон еще очень сырой и имеет много узких мест. В частности, при реализации предлагаемой схемы теперь за ремонт дорог придется платить и тем, кто покупает топливо для дизель-генераторов, моторных лодок и вообще бытовых целей, например, для отопления или в качестве растворителя», - подытожил Владислав Исаев.
Эксперты также напоминают, что цены на бензин отражаются на стоимости продуктов питания и других товаров, ведь перевозчикам нужно компенсировать свои потери.