Наши моторы бодрячком жгут,
что нам Вин Дизель, что нам Голливуд!
Пермский рэпер Сява
Многие автомобилисты вспоминают свои первые машины с придыханием, пишут о них на в форумах трогательные заметки и даже слагают стихи. Но самое поразительное, что все они сравнивают собственных первенцев с первой любовью. Мне этого не понять, по крайней мере, пока. Ну посудите сами, выбирая свою первую машину, я рассчитывал найти такую, чтоб можно было научиться её достойно водить и обслуживать, не особо жалея при этом, а через год продать и купить другую, классом выше. Всё это скорее напоминает не первую любовь, а что-то уж совсем неприличное. Так что, мне кажется, строить отношения с автомобилем лучше, опираясь на известное утверждение классика, которое гласит, что машина не роскошь, а средство передвижения. И к покупке первого авто отнестись с циничным расчётом, без лишних сантиментов.
Моя карьера автомобилиста-любителя началась с мечты. Я, знаете ли, грезил о покупке Renault Logan. По мнению опытных водителей, машина надёжная и практичная, а по моим сведениям – одна из самых недорогих среди иномарок. Тем не менее её цена в довольно скромной комплектации, включая стоимость страховок и оформления покупки, доходила до 400 тысяч рублей.
В то время как собрать удалось всего 150. Связывать с кредитом не хотелось, чтобы не выплачивать потом сумму чуть ли не вполцены автомобиля. Стоит ли вообще идти на такие жертвы? Ведь, помимо ежемесячных выплат по кредиту, которые грозили лишить меня сна и аппетита, вырисовывалось ещё одно обстоятельство. Стаж управления автомобилем после автошколы у меня был более чем скромным, и водитель я, соответственно, неопытный. Потому вероятность непопадания в гараж, чересчур тесной парковки или поцелуя с другим авто, к сожалению, высока, почти стопроцентна. А эти досадные недоразумения уже чреваты не только чисто эмоциональными переживаниями за помятую новую иномарку, но ещё и существенными материальными затратами. Которые в купе с теми самыми ежемесячными выплатами сулили сделать мою жизнь на пару лет крайне тоскливой. Так что, взвесив все за и против, я решил отказаться от приобретения Renault Logan и начать искать авто в пределах собранной суммы.
Далее последовали изучение статей на тему «какая машина лучше для начинающего», многочисленные консультации со знакомыми и просмотры объявлений о продаже бывших в употреблении авто. Всё это привело к возникновению у меня дилеммы, которая, наверное, встаёт передо многими новоиспечёнными водителями. Либо в качестве учебного снаряда взять подержанное детище отечественного автопрома, либо еще более подержанный японский праворукий автомобиль. Но поскольку голоса друзей в этом вопросе разделились поровну, то определяться пришлось самому.
Благо среди моих знакомых нашлись владельцы обоих типов машин. И мне удалось поездить как на вазовской «семёрке», так и на Honda Logo, разумеется, в безлюдных местах. Ну и, конечно, поговорить о каждой модели с их владельцами. И вот к каким выводам я пришёл, сравнивая эти машины с позиции начинающего водителя.
Что касается удобства управления, «самурайский» автомобиль не оставил нашему никаких шансов. Несмотря на один маленький недостаток – правый руль, к которому в принципе быстро привыкаешь, все остальное сделано как раз под новичков. Гидроусилитель руля, мягкие чувствительные педали газа и тормоза, а главное – автоматическая коробка передач делают езду по городу невероятно комфортной и простой. На «семёрке» же пришлось повертеть пудовым рулевым колесом да поупражняться в переключении передач, не всегда втыкающихся с первого раза...
С эстетической точки зрения японец тоже оказался предпочтительней нашей «классики». Стремящиеся к изяществу линии кузова и внутренняя отделка «Хонды» смотрелись куда эффектней, чем безбожно устаревший и даже пошлый салон «Жигулей».
Зато в вопросах ремонтопригодности и стоимости наша машина не только отыграла оставленные позиции, но и перешла в контрнаступление. Дело в том, что за 150 тысяч можно было взять либо двух-трёх годовалую «пятёрку» или «семёрку», либо японский авто в три, а то и в четыре раза старше. А время никого не щадит. Поэтому, несмотря на качество изготовления у японских автомобилей, вероятность поломки, я полагаю, не ниже, чем у отечественных авто. При этом цены на запчасти и ремонт «Жигулей» на порядок ниже стоимости деталей и починку «япов». Да и купить запасные части на «классику» можно почти везде в отличие от потребных для ремонта элементов на японские машины. Хозяин Honda Logo, например, рассказывал мне, что какой-то агрегат ему пришлось заказывать аж из Владивостока с соответствующей ценой и временем поставки. Ну а уж если сломается коробка-автомат, сетовал он, то это вообще харакири! Цена её ремонта может доходить до трети стоимости самого автомобиля.
В итоге получалось, что учиться на японском автомобиле, так сказать, уделывать его, хоть и намного приятнее, но уж очень накладно. А ну как канаву какую не угляжу, а их у нас много… Нет, думал я, этот восточный экстрим мне ни к чему, сердцу ближе родная «классика». И на этой патриотичной ноте перешёл к решительным действиям.
Можно было, конечно, рассмотреть вариант приобретения какого-нибудь подержанного переднеприводного ВАЗа. Но, во-первых, я в автошколе ездил на четырнадцатой модели и не находил таких уж существенных различий в удобстве управления и комфорте между ней и, допустим, «семёркой». Во-вторых, мне уже, честно говоря, надоело выбирать и хотелось быстрее очутиться за рулём своего собственного автомобиля. Так что я попросил своего друга, разбиравшегося в машинах, присмотреть для меня достойного «классического» кандидата. И он такового нашёл. Им оказался не битый, инжекторный ВАЗ-2105 2008 года выпуска, по уверению владельца, прибывающий в отличном состоянии. Эту машину я и купил.
Поехали...
Ну что сказать, мои ожидания от «классического» произведения нашей автомобильной промышленности оправдались в полной мере. В том, что в плане простоты и дешевизны ремонта отечественным машинам действительно равных нет, мне довелось убедиться на третий день после покупки. Я загнал свою «пятёрку» в сервис с целью, так сказать, приободрить её, устранить мелкие недостатки, о которых мне не сообщил бывший хозяин. И местные умельцы за полтора часа с помощью больших гаечных ключей и какой-то матери сделали всё необходимое. Обновили ходовую часть, поставили новый стартер и свечи, залили после промывки наисвежайшее моторное масло, и мы с ней снова стали жених да невеста. Их работа и запчасти обошлись мне всего в пять тысяч рублей. Наверное, одна доставка запчасти от Владика стоит почти столько же. Затем я поехал второй раз в жизни ставить своё авто в гараж и, к сожалению, неожиданно встретился боковой частью заднего бампера с его левой стенкой. Но ничего страшного! Лёгкое движение руки и бампер снова как новый. Практично, не правда ли?!
При этом, конечно, приходится каждый день вкушать все прелести комфорта и «лёгкости» в управлении пятой модели «Жигулей». Ловить сцепление и вертеть тугим рулём, вдыхать в салоне неназойливый аромат бензина да слушать бряцанье бардачка в такт любимой музыке.
Но так или иначе она ездит! Я постепенно набираюсь опыта вождения, потихоньку постигаю науку обслуживания автомобиля и подумываю о том, что настанут лучшие времена, и мне посчастливиться-таки пересесть с «пятёрки» на новую иномарку!
Вроде послесловия
Так с какого автомобиля лучше начать? Рискну высказать своё мнение, которое ни в коем случае не считаю истиной в последней инстанции. Если вы не ограничены в средствах, то лучше обойти стороной отечественный автопром и сразу приобрести новую иномарку. Но если денежные знаки не текут к вам мутным потоком, то начать всё же предпочтительнее с российского авто. По моему разумению, их и выпускают специально для начинающих водителей! Это как курс молодого бойца – справился с «пятеркой», считай, иномарку оседлаешь.