Покупатели активизируются — рынок оживляется. Однако восстановление автокредитования происходит более медленными темпами, чем рынка кредитных карт или потребительского кредитования. С одной стороны, сегмент стагнировал вплоть до апреля, когда наметился рост продаж. С другой, сами заемщики не слишком спешат занимать крупные суммы. Тем не менее, прирост продаж есть.
Экономят средства
В последние два-три года основная доля продаж приходится на экономичные модели — отечественные автомобили и недорогие иномарки. Ценовой «потолок» при этом достигает 600 тыс. рублей. Именно на эту сумму рассчитано субсидирование ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ при покупке машины, производимой российскими компаниями либо в рамках соглашений о «промышленной сборке». Тем не менее, рынок все же оживляется.
«В последние месяцы наблюдается повышение спроса на автокредиты, — говорит руководитель направления кредитования департамента розничного бизнеса ОАО «Первобанк» Роман Азнабаев. — Рост активности потребителей связан со стабилизацией экономической ситуации, снижением ставок банков и с принятыми правительством мерами по стимулированию кредитования. Наш банк участвует в государственной программе субсидирования автокредитов с осени 2009 года».
К примеру, в продажах Русфинанс Банка в Самаре наибольшей популярностью в 2010 году пользуются модели автомобилей LADA Priora и Ford Focus. Стабильное первенство этих моделей обеспечивает их доступность, а также возможность приобрести на более выгодных условиях за счет государственного субсидирования процентных ставок по кредитам и утилизации.
Справка
Экономичные модели остаются самыми популярными у клиентов, как и до кризиса
Условия для заемщиков
Меняется и портрет заемщика. Сегодня это мужчина в возрасте 26-35 лет, со средне-специальным образованием, работающий в коммерческой организации и имеющий стабильный доход. Кроме того, все больше молодых и самостоятельных женщин приобретают машину в кредит.
Как правило, минимальный первоначальный взнос в разных банках составляет 10% стоимости автомобиля. Значительно снижать его или даже отменять достаточно рискованно — велика вероятность неплатежей по таким кредитам. Средняя процентная ставка сейчас — 16%, если вы покупаете машину в кредит на пять лет, и 15%, если на более короткий срок. Естественно, чем меньше документов требует банк, тем вероятнее переплата.
Автокредитованием, пожалуй, не занимаются только считанные единицы, большинство банков активно развивают этот продукт, поскольку он наименее рискованный в сегменте потребительского кредитования. Об этом свидетельствует и тот факт, что просроченная задолженность по займам на покупку машин даже в период кризиса оставалась самой низкой.
На будущее
Согласно прогнозам аналитического агентства «Автостат», средняя доля кредитных продаж новых автомобилей, по итогам 2010 года, составит 30%. При этом к концу года ожидается рост до 35%.
«Увеличению доли кредитных продаж способствует снижение процентных ставок до докризисного уровня, — отмечает начальник управления продуктовой политики Русфинанс Банка Алексей Бородавин. — В настоящий момент банки продолжают незначительные корректировки своих продуктовых предложений. В дальнейшем основной акцент на рынке автокредитования банки будут делать на скорость и качество предоставляемых услуг, вывод новых продуктов на рынок, работу с автопроизводителями и лояльными клиентами».
УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ КРЕДИТА (В РАЗМЕРЕ 400 ТЫС. РУБ., ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВЗНОС 30%) НА ПОКУПКУ НОВОЙ ИНОМАРКИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Aвтор: Елена Андреева