С 2011 года автовладельцы смогут проходить техосмотр в частном техническом центре, а не в ГИБДД. Проект закона, передающего частным компаниям право свидетельствовать техническую исправность автомобиля, рассматривается в Госдуме РФ.
«Отлучение» ГАИ
Документ был подготовлен группой депутатов во главе с вице-спикером Олегом Морозовым и главой комитета по транспорту Сергеем Шишкаревым еще в 2009 году и принят в первом чтении в июле 2010 года. Чтобы сломать сложившуюся в РФ массовую практику получения талона техосмотра за взятку, депутаты предложили создать сеть частных центров техосмотра вместо нынешних пунктов ГТО, находящихся в ведении ГИБДД. У центра должен быть компенсационный фонд или страховка - на случай, если автомобиль будет поврежден при осмотре.
Периодичность техосмотра останется прежней, количество проверяемых элементов менять не предполагается. Сама процедура ТО, как обещают депутаты, в результате реформы будет стоить столько, сколько и раньше, но позволит избавиться от очередей. Водители к тому же получат возможность требовать материальную компенсацию в случае аварии, причиной которой стала не выявленная в техцентре неисправность.
Кстати, 23 сентября вступает в силу технический регламент, который ужесточает требования к безопасности автомобилей. Особое внимание будет уделяться тонировке стекол
В своем заключении на законопроект президент России Дмитрий Медведев поддержал актуальность этой инициативы и сформулировал ряд замечаний. Он предлагает исключить коррупционные риски, возможность «конфликта интересов в деятельности центров техосмотра в части предоставления им права на оказание наряду с работами по техосмотру услуг по техническому обслуживанию и ремонту». Законопроект уже поддержан правительством РФ, и сейчас депутаты вместе с Минэкономразвития готовят поправки к нему.
Закон о техосмотре, по данным «Российской газеты», должен вступить в силу с 1 января 2011 года, поскольку привязан к закону «О полиции», который должен начать действовать с нового года.
Без медсправки
Автоинспектор вообще не будет участвовать в процедуре ТО, ему оставят только надзор за аккредитованными для техосмотра предприятиями. Талон станет документом, который подтверждает сам факт прохождения техосмотра - госпошлина взиматься не будет.
В закон о техосмотре заложено не только «отлучение» ГАИ от процедуры. Ее можно будет пройти везде, независимо от того, в каком регионе зарегистрирована машина.
Сейчас такая возможность предоставляется только в границах региона. Да и то бывает, что отказывают, ссылаясь на то, что медицинская справка выдана в другом районе. Теперь медицинская справка, которую водитель должен был добывать к техосмотру, при его прохождении не потребуется, потому что техосмотр будут проводить коммерческие организации, а им предоставят только право технического контроля автомобиля. Таким образом, здоровье водителя будет контролироваться только при получении водительского удостоверения.
Допуск дилеров
Новые автомобили теперь будут выпускать на дороги без техосмотра в случае, если автосалон предоставит документы, подтверждающие подлинность маркировки и соответствие транспортного средства техническим и экологическим требованиям. Причем сразу на три года. Закон избавит от лишних хлопот тех, кто покупает машину, у которой еще есть срок до следующего техосмотра. В ближайшее время автосалоны смогут продавать новые авто уже с регистрационными номерами.
При смене собственника автомобиля дубликат талона также сможет выдать торговая организация, если срок предыдущего осмотра еще не истек.
Допуск дилеров к техосмотру – неплохая мера для автовладельцев при условии, что цена этой процедуры останется прежней, считают в Движении автомобилистов России. В крупных регионах более половины автовладельцев приобретает талон техосмотра за вознаграждение, делится данными председатель Виктор Похмелкин, в Москве оно начинается от 3 тыс. рублей. Новые правила снизят количество неисправных машин на дорогах: пройти техосмотр будет проще, а уровень обследования машины в техцентре будет гораздо выше, чем в ГИБДД, говорят эксперты.
Сколько стоит
Стоимость техосмотра будут определять сами пункты техосмотра, однако она не должна превышать размер максимальной платы, установленной органом исполнительной власти на местах. Процедура осмотра не должна занимать более 2 часов. Если машина не соответствует требованиям, то после устранения неисправностей водитель сможет повторить процедуру техосмотра бесплатно в том же центре. Согласно законопроекту, владельцы автомобиля смогут выбирать осуществляющую техосмотр компанию по своему усмотрению без привязки к месту регистрации машины и месту жительства.
Также законопроект устанавливает причины, согласно которым компания может отказаться проводить техосмотр. Это может произойти, если, например, в конструкцию автомобиля были внесены изменения, не зафиксированные в регистрационных документах, а также в случае, когда машину на ТО передает человек, не имеющий права на управление ею.
В ГИБДД считают, что нововведение создаст конкуренцию на этом рынке. Порядок аккредитации частных компаний пока не определен.