Владельцев самарских автостоянок обвиняют в загрязнении окружающей среды. Органы контроля и надзора считают, что предприниматели обязаны получать разрешительную документацию для своей деятельности. Между тем в Самарской межрайонной природоохранной прокуратуре эти требования назвали незаконными.
Несколько предпринимателей Самары обратились в ведомство за разъяснениями. Точное их число пока не разглашается. Суть жалобы в следующем: органы контроля и надзора требуют, чтобы владельцы автостоянок разрабатывали проекты нормативов предельно-допустимых выбросов, получали разрешения на эти выбросы, измеряли их объем и платили штраф за негативное воздействие на окружающую среду.
В качестве источника загрязнения в своих предписаниях надзорные органы называли автомобили, которые стоят на этих стоянках.
Бизнесмены самостоятельно попытались найти статью в законодательстве, которая предусматривала бы их обязательства по получению разрешения, а когда их попытки не увенчались успехом, обратились за помощью в природоохранную прокуратуру.
«Подобные требования со стороны контролирующих органов к субъектам малого предпринимательства незаконны, – заявил заместитель Самарского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрий Медведев. – Действующим законодательством об охране атмосферного воздуха не предусмотрена обязанность разработки проектов нормативов предельно-допустимых выбросов, получения разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исчисления на его основе и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими автостоянки и другие объекты, не имеющие собственных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Мнению прокурора вторит и сопредседатель Международного социально-экологического союза Сергей Симак: «Для автостоянок норм предельно допустимых выбросов не существует. Они ведь не являются источником выбросов. Такие нормы существуют только для точечных объектов. Выбросы из выхлопной трубы автомобиля регулируются заводом-производителем. Потом их контролируют службы, проводящие техосмотры. А выбросы с автостоянок регулируются у нас градостроительными комитетами с помощью СНИПов – то есть еще при строительстве учитывается площадь стоянки, ее вместимость, расстояние от близлежащих домов. Мне кажется, что на владельцах стоянок просто пытаются заработать».
Действительно, закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что разрешительную документацию должны получать стационарные источники выбросов.
Об автостоянках там нет ни слова. В любом случае процесс минимализации негативного воздействия на окружающую среду проходит еще на уровне проектировки, то есть до этапа строительства. Согласно СНИПам расстояние от автостоянки до жилых домов зависит от ее вместимости.
Например, если паркинг рассчитан на 10 автомобилей, расстояние должно быть не менее 10 метров.
Если автомобилей на стоянке больше 10, но меньше 50, расстояние должно составить не менее 15 метров. Если машин не более 100 – 25 метров.
Стоит отметить, что разрешительную документацию в Самарской области ранее выдавало управление Ростехнадзора, с 1 октября 2010 года эта функция перешла к территориальному управлению Росприроднадзора. Однако в обоих ведомствах сообщили, что занимаются проверкой крупных объектов, автостоянки в их компетенцию не входят. Там же предположили, что такие требования бизнесменам направляют муниципальные или областные экологические службы.
По факту обращения предпринимателей природоохранная прокуратура сейчас проводит проверку. По словам Дмитрия Медведева, эти требования со стороны органов контроля и надзора могут быть обжалованы в судебном порядке. Как считают в прокуратуре, эти случаи не единичны, возможно, предписания от чиновников получили и другие предприятия, которые не являются стационарными источниками выброса вредных веществ. Предпринимателям, попавшим в аналогичную ситуацию, настоятельно рекомендуют обращаться в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру по адресу улица Галактионовская, 39.