Хотя число автовладельцев с каждым годом растет, покупательский спрос на паркинги и гаражи в Самаре по-прежнему остается невысоким. Тем не менее владельцы подобной недвижимости не торопятся снижать цены на принадлежащие им объекты.
Активность продавцов
«В целом рынок гаражей сегодня сформирован и насыщен профессиональными участниками, - считает генеральный директор трастовой компании «Технология управления» Алексей Ульянин. - Активный интерес, как и в большинстве сегментов рынка недвижимости, сосредоточен в руках продавцов. Покупатели редко обращаются в риелторские агентства с целью приобрести гараж и в целом ведут себя более пассивно, изучая присутствующие на рынке предложения, но не вдаваясь в самостоятельный поиск нужного объекта». По словам специалистов рынка недвижимости, спрос на гаражи сегодня минимальный. Даже самые качественные объекты могут продаваться годами.
По мнению председателя совета директоров ГК «Усадьба» Олега Егорова, невысокий спрос на гаражи и паркинги объясняется сегодня тем, что люди не испытывают острой потребности в такого рода недвижимости. «Большинство граждан спокойно оставляют автомобили на улице, прямо под открытым небом и безо всякой охраны. Угоны происходят нечасто, случаи вредительства машин тоже редки, а потому покупать гараж или паркинг, который стоит недешево, автовладельцы не видят смысла», - поясняет Олег Егоров.
Только капитальные строения
Предложений по гаражам сегодня тоже немного, но они есть. Крупные риелторские компании, как правило, имеют в своих прайсах незначительное число таких объектов — обычно не больше 5-10, как правило, на паркингах или в хороших гаражных комплексах, нередко с погребом или смотровой ямой.
«Этот сегмент рынка крайне неоднороден по структуре предложений, - комментирует заместитель директора «Поволжского центра развития» Оксана Никитина. - В прайсах риелторских агентств практически отсутствуют металлические каркасные и прочие некапитальные строения, предложения на рынке формируют капитальные строения, а также паркинги, расположенные в новых жилых комплексах». По словам Оксаны Никитиной, металлические гаражи отсутствуют в офертах из-за того, что в большинстве случаев они не являются законными строениями и чаще всего относятся к категории временных, на оформление которых нет смысла тратить время и деньги.
Таким образом, среди существующих в открытых офертах предложений наибольшее количество (около 62%) занимают гаражи, расположенные в гаражно-строительных кооперативах, 21% приходится на паркинги, расположенные в жилых комплексах, 17% — капитальные гаражи.
По городским районам предложения распределены следующим образом: больше всего гаражей предлагается к продаже в Октябрьском районе, на который приходится около 25% всех предложений, на Промышленный и Железнодорожный районы — примерно по 15%. Меньше всего гаражей предлагается к продаже в Советском и Куйбышевском районах — около 3% общего числа предложений.
Чем ближе к центру, тем дороже
Стоимость гаражей зависит как от типа строения, так и от места их расположения. По данным, предоставленным «Поволжским центром развития», по состоянию на март 2011 года по наиболее высокой цене предлагаются гаражи в центральных городских районах: в Октябрьском районе средняя стоимость такого объекта недвижимости составляет 941 324 руб., в Ленинском — 850 556 тыс. руб., в Железнодорожном — 672 857 рублей. Достаточно высока цена гаражей в Советском районе — 744 000 руб., а также в Промышленном — 630 952 рублей. Больше других повезло автовладельцам, проживающим в удаленных от центра районах, поскольку здесь представляется возможность приобрести гараж по более приемлемой цене — в Куйбышевском районе средняя стоимость гаража составляет 294 857 руб., в Кировском районе — 373 333 рублей. Речь идет о средней рыночной стоимости объектов недвижимости, в отдельных же случаях стоимость хороших капитальных гаражей, расположенных в центре города, может доходить до 1,2 млн рублей.
Стоимость паркингов в жилых комплексах тоже высока. «Средняя стоимость квадратного метра паркинга в новом жилом комплексе соотносима со средней стоимостью квадратного метра жилого помещения, - поясняет Оксана Никитина. - Парковочное место площадью 20 кв. м обойдется покупателю примерно в 500-600 тыс. руб., в некоторых случаях стоимость места в паркинге доходит до 1 млн рублей».
Не снижая цены
По мнению участников рынка, незначительное количество предложений объясняется невысокой покупательской активностью — отдавать гаражи и паркинги за бесценок продавцы не готовы. Поэтому гаражи в настоящее время воспринимаются ими, скорее, как отложенное предложение, которое возможно, спустя какое-то время, в силу определенных причин будет весьма востребовано.
Алексей Ульянин, генеральный директор трастовой компании «Технология управления»:
- Определенное количество некапитальных гаражей установлены в самовольном порядке, а потому не оформлены надлежащим образом. Поскольку право собственности на такие объекты не зарегистрировано и, следовательно, ничем не подкреплено, их продавцы, обычно, не обращаются в риелторские агентства, а процедура купли-продажи сведена к минимуму — покупатель просто передает продавцу деньги, после чего объект автоматически переходит в его собственность. В случае, если земельный участок под гаражом зарегистрирован, а имеющееся на нем строение нет, продажа земельного участка по умолчанию предполагает и продажу находящегося на ней гаража.