Техосмотр в России могут передать в частные руки. 17 мая депутаты Госдумы рассмотрят во втором чтении законопроект о техосмотре. Если его одобрят, то ТО будут проводить страховые и частные компании.
Вопрос ребром поставил президент Дмитрий Медведев, который обратил внимание на жалобы московских автолюбителей. Те посетовали, что процедура техосмотра растягивается порой на очень длительные сроки, а за ее ускорение порой приходится давать взятки. Проблема стала наиболее актуальной, когда новый начальник московской полиции решил активно бороться с коррупцией, и некоторые сотрудники столичного ГИБДД, продающие талоны прохождения ТО, лишились своих постов. Кроме того, в это же время началась аттестация полицейских, и купить техосмотр стало сложнее, поскольку сотрудники московской ГИБДД, чтобы не испортить служебную историю, перестали приторговывать талонами. Так что в пунктах ТО образовались огромные очереди. Это и стало причиной возмущения автовладельцев.
«Автомобилисты часами выстаивают в очередях, для того чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить, – заявил президент России Дмитрий Медведев в своем видеоблоге. – Если машина новая, то «бумажка» ей не требуется. А если это не машина, а «ведро с гайками», то техосмотр она все равно пройдет, но уже другим путем».
Дмитрий Медведев предложил техосмотр либо упразднить, либо упростить, отстранив от участия в этой процедуре органы МВД. Надо отметить, что закон о техосмотре Госдумой уже рассматривался в середине 2010 года. Однако пройдя первое чтение, документ забылся. Теперь же после обращения президента, депутатам и чиновникам пришлось реанимировать законопроект, внеся в него новые поправки
Департаменту обеспечения безопасности дорожного движения МВД России поручили разработать новый законопроект. 16 мая он был представлен правительству. МВД предложило тем, у кого в текущем году заканчивается техосмотр, пройти его в течение 12 месяцев.
«Зарегистрированные в Госавтоинспекции МВД легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, срок предоставления которых на государственный технический осмотр истекает в 2011 году, могут быть предоставлены на такой осмотр в течение 12 месяцев с даты, установленной на выданных талонах», – говорится в документе. Это правило коснется только легковых автомобилей. То есть ГИБДД не будет проводить ТО в 2011 году. А действия талонов, срок которых заканчивается в этом году, будет продлено на год.
«Это очень облегчит жизнь автовладельцам, – считает автомобилист Олег Никаноров. – При этом, думаю, если этот закон будет распространяться и на маршрутки, например, то встанет вопрос о безопасности пассажиров. Все-таки сейчас в крупных городах происходит много аварий из-за того, что маршрутки не проходят вовремя техосмотр, и просто разваливаются на дороге. Так что здесь депутатам нужно этот вопрос как-то решить».
Разработчики законопроекта эту проблему предусмотрели. По их мнению, новый закон не должен касаться маршруток и такси. Транспорт, задействованный в коммерческих перевозках пассажиров, ТО должен проходить вовремя.
Для машин не старше года техосмотр может быть отменен полностью. Кроме того, полиция предложила легализовать продажу красивых номеров.
Кроме того, ТО предлагается передать в частные руки. Но многие эксперты считают, что именно этот пункт сделает техосмотр дорогой процедурой. Дилеры некоторых фирм уже заявили, что по ценам, которые действуют сейчас, им работать невыгодно. Для того, чтобы не работать себе в убыток, они предлагают ввести обычную для себя единицу – нормо-час. Не хотят проводить ТО и страховые компании, которым тоже предлагали взять эту процедуру на себя. В любом случае чиновники заявили, что тарифы будут едиными – их установит Федеральная служба по тарифам. Полномочия по определению максимальной ставки закрепят за субъектами Федерации. Тем не менее специалисты предрекают повышение цен на ТО на 50%.
«Думаю, этот законопроект хорош для слуг государевых, – считает руководитель самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин. – Если их отстранят от процедуры техосмотра, то и не будет возникать искушения брать взятки. А в целом, вряд ли что-то принципиально изменится. Что касается цен, то это же рынок. Кто-то будет брать больше, кто-то меньше. Никто не мешает автовладельцам идти туда, где техосмотр будет дешевле».
Законопроект предстоит рассмотреть и в третьем чтении. Затем его должен утвердить Совет Федерации и подписать президент. Спустя 180 дней после этого он вступит в силу. Документ уже получил одобрение со стороны Минпрома, Минобороны, Минэкомразвития, ФТС и Минсельхоза.