За временем прибытия инспекторов ГИБДД к месту аварии по-прежнему никто не сможет проследить, даже Генпрокуратура.
МВД не будет вводить временной норматив прибытия инспекторов ГИБДД к месту аварии, хотя ранее на этом настаивала Генпрокуратура. В надзорном ведомстве рассчитывали, что это поможет в борьбе с пробками, которые постоянно возникают из-за того, что автомобили на проезжей части часами ожидают полицейских. По мнению ГИБДД, разница в плотности движения и климатических условиях между субъектами федерации не позволяет принять регламент, который действовал бы по всей России. Вместо этого ведомство предложило упростить процедуру оформления аварии через поправки к закону «Об ОСАГО» — Госдума уже приняла их в первом чтении.
«Норматив прибытия сотрудников Госавтоинспекции на место ДТП разработать невозможно,— рассказали в ГИБДД.— Каждый регион имеет свои условия: в столице они свои, в отдаленном районном центре — другие. Скорость прибытия инспекторов зависит от климатических условий, расстояния, плотности движения, состояния дорожного покрытия». В ГИБДД добавили, что существует приказ МВД N185, который регламентирует деятельность инспекторов. «В нем сказано, что после того, как дежурный сообщил патрулю об аварии, сотрудники должны прибыть на место незамедлительно»,— пояснили в ведомстве.
С предложением разработать подобный норматив ранее выступила Генпрокуратура, направив предложение в МВД. Надзорное ведомство заинтересовалось причинами, почему из-за мелких дорожных аварий парализуется движение в городах. По данным ГИБДД, в Москве ежедневно случается около 2 тыс. ДТП без пострадавших, всего за девять месяцев в РФ произошло 2,6 млн таких происшествий. Водители иногда вынуждены ждать инспекторов по несколько часов.
В Генпрокуратуре согласились с аргументацией ГИБДД по поводу нормативов прибытия инспекторов. Взамен ГИБДД предложила расширить возможность пользования европротоколом — упрощенной процедурой оформления ДТП без инспекторов. Он позволяет автовладельцам самостоятельно определять виновника аварии и составлять схему происшествия. Однако всего 4% водителей пользуются европротоколом, из-за того что сумма ущерба, которая может быть покрыта страховкой в случае упрощенного оформления ДТП, чересчур мала — всего 25 тыс. руб. Следуя совету Госавтоинспекции, депутаты Госдумы уже рассмотрели в первом чтении проект поправок к закону «Об ОСАГО», подняв эту планку до 50 тыс. руб. Инициативу поддержал и Российский союз автостраховщиков (РСА). По словам президента РСА Павла Бунина, теперь необходимо вводить систему безальтернативного прямого возмещения убытков, когда пострадавший в ДТП обращается за возмещением ущерба в собственную страховую компанию, что позволяет ускорить процесс получения денег (сейчас это допускается, но водители пользуются этой возможностью редко).
«Отсутствие норматива прибытия инспектора развязывает ГИБДД руки,— считает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Можно было бы дать каждому региону возможность устанавливать свой собственный норматив в зависимости от качества дорог, климата, количества экипажей ДПС. Пусть это будет час, но за опоздание будет применяться дисциплинарное взыскание». Господин Травин даже предложил установить дежурство автомобилей в очагах аварийности. «В Московской области на Ярославском шоссе так уже делали, в итоге количество ДТП значительно снизилось»,— отметил правозащитник.