С 1 сентября за каждую новую или ввозимую на территорию России иномарку будет введен утилизационный экологический сбор. Соответствующие поправки планируют внести в Закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ.
Под новую статью закона не попадут личные автомобили беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, машины дипломатов и членов их семей, раритетные авто, то есть те, с момента выпуска которых прошло более 30 лет, а также автомашины, которые ввозятся с территорий государств, входящих в Таможенный союз. Кроме этого под новую экологическую меру не попадают машины консульств, расположенных на территории России.
Стоит отметить, что на транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года, сбор тоже не будет распространяться. Паспорта выдадут только на автомобили, за которые уплачен утилизационный сбор, или если за машину такой сбор платить не нужно.
Кстати, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров авто, а значит, будет закладываться в стоимость машин. Только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор придется платить конкретному покупателю. Но при этом за утилизацию таких авто все равно отвечает производитель.
Порядок взимания утилизационного сбора, его начисление, уплата и возврат, а также размеры сбора еще предстоит установить Правительству РФ.
По предварительным подсчетам Минпромторга РФ, за сдачу в утиль легковой машины компаниям придется заплатить 20 - 45 тыс. рублей, за грузовую, в зависимости от категории, от 150 до 400 тысяч. Величина сбора для легковых автомобилей, в которых не более 10 пассажирских мест, с объемом двигателя не более 1,3 литра, составит 10 тыс. рублей.
По мнению экспертов, в 2013 году объем переработки автомобилей может составить более 1,5 миллиона штук в год, а к 2015 году эта цифра увеличится до 2,5 миллиона автомобилей в год.
Для сравнения, в Германии сбор за утилизацию авто - 100 евро, в Нидерландах - 45 евро, при этом старый автомобиль на утилизирующее предприятие можно сдать бесплатно, а взамен получить соответствующее свидетельство. В некоторых европейских странах утилизационный сбор автоматически включается в стоимость покупки новой машины.
Кроме того, европейские страны нашли дополнительный способ избавления от старых автомобилей. Они экспортируют их в страны Восточной Европы, СНГ и Азии, что, по сути, позволяет самим не заниматься утилизацией автохлама, да еще получить с него прибыль. При этом в Европе строго запрещено бросать автомобиль на улице.
Самарские автолюбители же сходятся во мнении, что свалок автохлама на наших улицах не будет, поскольку стоимость утилизации сразу включат в цену автомобиля. Скорее всего, это приведет к очередному удорожанию иномарок. Правда, частично оно компенсируется вступлением страны в ВТО, которое снизит таможенные пошлины на зарубежные авто. Таким образом правительство пытается удержать на плаву отечественный автопром, который пока не отличается высокой конкурентоспособностью.