Госдума рассмотрит законопроект в начале августа
САМАРА24 – Надежда Симакова, 25 июля. Жители Самары не понаслышке знают, что водители могут быть и бывают крайне агрессивными. Все хорошо помнят случай с водителем Hover, который чуть было не отправил девушку на Opel на верную смерть, вытолкнув ее на «встречку». Теперь же Государственная дума рассмотрит законопроект, вводящий для таких агрессоров наказание в виде штрафа до 5 тыс рублей. Подробнее о том, как депутаты будут защищать самарцев от неадекватных автомобилистов – в материале портала Самара24.
Сделать как «у них» или как безопаснее?
Дословно законопроект предусматривает «ответственности водителя за умышленное создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством».
То есть, говоря нечиновничьим языком, законодатель предлагает наказывать водителей за так называемое агрессивное вождение. Что он под этим подразумевает? Осознанное опасное перестроении, резкое торможение, создание других искусственных помех для других водителей или опасное приближение к впереди идущему транспорту.
По мнению авторов законопроекта, агрессивные водители стали постоянной причиной ДТП на российских дорогах. При этом они считают, что в этом плане российскому законодательству пора догонять страны Европы и США, где ответственность за подобное вождение есть. Однако при этом в пояснительной записке отмечено, что законопроект нужен «не столько для того, чтобы приучить российских водителей к вождению по международным правилам, сколько для обеспечения безопасности самих водителей и пассажиров, которых они перевозят».
Поэтому авторы документа предлагают ввести повышенную ответственность «за создание в результате агрессивного вождения умышленных помех дорожному движению». Хотя для доказательств потребуется фотоснимок и видеозапись. Если же вина водителя будет доказана в суде, ему придется заплатить штраф от 2,5 до 5 тыс рублей.
На примере
Если говорить о примере, то все жители Самары, да и области, наверняка помнят историю, когда водитель внедорожника Hover буквально вытолкал Opel на встречную полосу. Инцидент произошел на Волжском шоссе. Девушка-водитель «Опеля» с восклицательным знаком на заднем стекле ехала перед внедорожником по левому ряду, и водитель внедорожника никак не мог ее объехать. Тогда он решил проучить начинающую автоледи, подрезав ее автомобиль и тем самым вытолкав ее на «встречку». Инцидент чудом не закончился трагедией – девушка успела среагировать и вернуться на свою полосу.
Чуть позже полицейские нашли агрессивного водителя внедорожника, но он отделался только небольшим штрафом в тысячу рублей. Этот случай получил в городе и за его пределами большой резонанс, многие жители Самары негодовали по поводу малого размера наказания – ведь он чуть не «угробил» девушку и ее пассажирку. Но, как поясняли правоохранители, это максимальное наказание, предусмотренное законом.
Разные взгляды водителей и ГИБДД
Но и теперь, когда закон для таких лихачей вроде бы становится более жестким, мнения ГИБДД и непосредственных участников движения не сходятся. Представители дорожной инспекции в лице замглавы областного управления ГИБДД Виктора Митника, конечно, всецело за введение дополнительных штрафов.
«Мы поддерживаем законопроект, ведь сейчас нет ответственности за создание аварийной ситуации, которая была в советское время. Теперь ждем, когда законодатель определит критерии, по которым будем определять, кто такой агрессивный водитель, потому что это определение, конечно очень расплывчатое», - сказал он.
Однако в глазах водителей все выглядит немного по-другому. По мнению самарского автомобилиста Романа, нововведение не принесет пользу и не решит проблему.
«В нашей стране, где ГИБДД создано, чтобы штрафовать, а не предотвращать, такие санкции не помогут. Я думаю, для них это просто лишний способ заработать. Потому что любой закон у нас почему-то сразу наказывает за нарушение, не пытаясь его предотвратить», - считает водитель.
В качестве примера он привел ситуацию, когда, разместив в новом месте «кирпич», инспекторы ГИБДД не пытаются предупредить водителей о новом запрещающем знаке, встав до него, а стоят сразу после, чтобы «содрать» с новоявленного нарушителя штраф.
«А ведь многие местные водители ездят по памяти, а не по знакам, они же не так часто меняются. Вот и получается, что все делается только для того, чтобы им лишнюю копейку получить», - добавил он.
Роман подчеркнул, что, по его мнению, ГИБДД должно работать на предупреждение нарушений и происшествий и их профилактику, а водители в свою очередь должны проявлять друг к другу взаимоуважение, тогда и последствий будет меньше.
Черные списки в дополнение?
Случай, который не удалось закончить только испугом, вынудил общественную палату России предложить ГИБДД создать некий «черные списки» тех неадекватных личностей, которые захотят сесть за руль, чтобы помешать им это сделать.
Речь идет о громком происшествии в Екатеринбурге в середине июля, когда водитель BMW намеренно сбил подошедшего в нему водителя легковушки и скрылся. Пожилой мужчина сделал негодяю замечание, а тот оказался бывшим пациентом психбольницы, которые выписался из учреждения буквально накануне, и хладнокровно сбил мужчину, который чудом не попал под колеса иномарки головой и все-таки остался жив.
В связи с этим председатель комиссии Общественной палаты РФ по общественной безопасности Антон Цветков предложил полиции и медикам сверять свои базы данных, чтобы не пускать на водительское кресло подобным людям.
Цветков считает, что проверять нужно не только водителей-обманщиков, но и и медиков, выдающих липовые справки, а также всех автомобилистов, которым нерадивый врач выдавал справки.