Зачастую мэрия Самары принимает постановления, которые тем или иным образом сказываются на жизни автомобилистов. Регламенты по вывозу бесхозных авто, перемещению машин, мешающих уборке улиц, всевозможные штрафы для недобросовестных водителей и т.д. Но не все знают, что выходу этих документов предшествовала огромная работа, которую проделывали общественники. О том, как идея сделать город лучше претворяется в жизнь, и с чем еще намерены бороться инициативные самарцы Авто63 рассказал председатель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов.
Общественная организация как ключ к сердцу чиновника
– У общественной организации гораздо больше возможностей. Команда всегда сделает больше, чем один человек.. Частное лицо может стушеваться, увидев конфликт интересов, или же отказаться от своей работы по личным причинам. Например, из-за болезни. Другое дело организация, у которой значительно больше ресурсов, возможностей и инструментов воздействия. Опять-таки – на профильные заседания охотнее приглашают представителей организаций, нежели частных лиц. И к письмам, запросам иное отношение. Конечно, за время нашей деятельности мы сталкивались и с абсурдными ответами на них. Но это рабочий процесс, ничего вопиющего здесь нет. Кстати, однажды во время переписки с одной московской организацией меня назвали Андрей Муратович (смеется). Но я бы не стал относить это к проблеме.
Реализация той или иной инициативы занимает не так много времени. Например, от начала работы над претворением в жизнь идеи о новой технологии вывоза бесхозных автомобилей до выхода соответствующего постановления прошло девять месяцев, а до первого вывезенного авто – 13-14 месяцев. Это не много. Важно понимать, что любой системный вопрос не должен решаться по щелчку пальца.
Парковка на газоне – вопрос воспитания
– Мы выступили с инициативой о возвращении в самарский региональный закон об административных правонарушениях статьи 4.18, касающейся ответственности за парковку на газонах. С тех пор, как она оформилась в конкретное предложение прошло всего шесть месяцев. Это не много – для законопроекта, так вообще смешно. Мяч сейчас на нашей стороне. И это не удивительно, ведь все прекрасно понимают, что парковка на газоне – это плохо. Она и сейчас запрещена, просто организовать работу по привлечению нарушителей к ответственности массово и системно, в рамках существующего законодательства, сложно. Поэтому нужно вносить коррективы. Есть подобный опыт в других регионах, и мы его проанализировали, систематизировали и представили.
Сейчас работа продолжается, мы ведем переписку с различными субъектами РФ, где с парковкой на газонах эффективно борются. Готовится экономическое, юридическое обоснования. В дальнейшем это выльется в законопроект, с которым выступит либо кто-то из депутатов, либо мы сами. Это не принципиальный вопрос.
– Если представить, что закон приняли сейчас. Каков механизм его реализации?
– Можно пойти по пути Санкт-Петербурга и установить разрешительный механизм парковки на газонах. Как он работает? Очень просто – человек штрафуется за отсутствие разрешения. Второй путь – квалифицировать парковку на газонах как помеху работе коммунальных служб. Мешать они будут всегда, потому что работы по содержанию территорий в Самаре проходят в ежедневном режиме. Третий путь – это статья за стоянку на газонах в случаях, которые не нарушают ПДД. Удобнее всего, конечно, наделить ГИБДД этими полномочиями, но здесь есть технические нюансы. Должно быть соответствующее соглашение между ГИБДД и правительством области. Но следить за этим могут административные комиссии – и этого будет вполне достаточно.
– Если рассуждать более масштабно – проблема парковки на газонах заключается не в безответственности автомобилистов, а в отсутствии паркинга в Самаре как такового.
– Если рассуждать так, то и дефекацию в подъездах можно связать с отсутствием достаточного количества туалетов в городе.
– Но туалеты есть в каждой квартире.
– То то и оно! И все равно, кто-то ходит в туалет в подъездах. Поверьте, даже если поставить бесплатные кабинки на каждом углу – это не решит проблемы. Тоже самое и с парковками. Мы проводили соответствующее исследование, наблюдая за теми, кто паркуется на газонах. Практически во всех случаях, рядом в 5-10 минутах всегда было свободное парковочное место. Это не вопрос нехватки парковок – это вопрос отсутствия культуры и воспитания.
Машины, которые мешают жить
– Нет закона, который бы запретил взять и переставить на другую сторону улицы автомобиль, который мешает уборочной технике. В Москве так и делают. Там есть администратор парковочного пространства, который занимается неправильно припаркованным транспортом и служба перемещения транспортных средств, которая сопровождает работу коммунальных служб.
В Самаре, во время экстренных случаев, конечно, тоже перемещали ТС. Но не было порядка, не было системы и регламента. Не было понимания кто это делает, по каким телефонам можно обратиться, в случае чего и так далее. Чтобы такая работа шла ежедневно и без проблем, а не только в экстренных ситуациях, процесс следовало упорядочить. Поэтому мы обратились с письмом в правительство Москвы и оттуда пришел развернутый ответ. В нем описывался процесс – как у них это осуществляется. Этот ответ мы и представили на заседании общественного совета по благоустройству. Благодаря чему, собственно, и был разработан соответствующий документ.
– То есть, это ваша заслуга?
– Как говорят в Америке? Один доллар тому, кто придумал, десять – тому, кто сделал и сто – тому, кто продал. Мы в этой цепочке – те, кто придумал, а основной труд принадлежит тем самым простым неизвестным чиновникам, которые занимались этой проблемой. Изучали, разрабатывали, согласовывали. Поэтому, я предпочитаю говорить, что в этом деле есть наш вклад.
– Это все хорошо, но есть проблема посерьезнее – брошенные авто. До сих пор, несмотря на все усилия мэрии, они есть, они мешают, они создают опасность для играющих во дворах детей. В конце концов, они элементарно занимают пространство и неэстетично выглядят.
– Проблема накопилась – ее долго не решали и только сейчас начали. Сейчас горожане могут обратиться в районную администрацию или в мэрию по поводу брошенных авто. На сайте мэрии имеется специальный раздел «обращения граждан». Есть даже соответствующее мобильное приложение. И эту машину вывезут. Единственно, не нужно ждать, что это сделают завтра или послезавтра. Существует определенная законная процедура, которая требует времени. Я лично отправлял с десяток заявлений и по всем ним брошенные автомобили вывезены.
В целом, я уверен, что проблема вывоза бесхозных автомобилей будет решена в течение двух-трех лет. Конечно, разовые случаи будут – как и с пивными киосками – но в целом ситуацию по «брошенкам» решат.
Гаражи, заполонившие Самару
– Но есть еще и самовольно установленные объекты. Мэрия разработала упрощенный регламент вывоза таких объектов, но его никак не получается согласовать с прокуратурой…
– Категория «самовольность» очень сложная с юридической точки зрения. Одни гаражи – капитальные, другие – нет, одни – на частной земле, другие – на государственной или относящейся к многоквартирным домам. Еще есть те, что в полосе отвода. Упорядочить это все и оформить в единое постановление сложно, поэтому и регламент мэрии вызывает столько вопросов у контролирующих органов. Со временем, конечно, упрощенная процедура сноса самовольных гаражей будет принята, ну а пока стоит обратить внимание в первую очередь на бесхозные объекты. Тут все значительно проще.
В Самаре очень много именно бесхозных гаражей, к которым даже тропинки заросли. Где-то владелец умер, где-то просто продал машину и забыл про него, где что. Бесхозных гаражей в Самаре наверное больше, чем всех городских чиновников. Поэтому работы тут хватит на всех. Поэтому мы предлагаем начать решение проблемы с самой простой части – с бесхозных гаражей. Наше предложение здесь было таковым: принять постановление о вывозе брошенных объектов. Признаки бесхозности есть? Есть. Уведомляем через СМИ. Не объявляется хозяин? Все – вывозим. Потом через полгода в суде признаём бесхозным и утилизируем. Если заняться только бесхозными гаражами, то работы для администрации города хватит на несколько лет, потому что таких гаражей порядка 30 процентов. Я полагаю, что начать нужно с принятие постановления о вывозе бесхозных гаражей. А в идеале – вообще, принять единое, универсальное постановление о вывозе бесхозных вещей. Подобное постановление действует в Омске.
Ну, и, как мне кажется, нужно помнить еще о том, что есть 5 процентов людей, для которых что ни сделай – они все равно будут нарушать. Еще 75 процентов как рассуждают? Тут есть гора мусора – тогда я еще подкину. Поэтому, как только люди увидят, что снос ведется, они прекратят нагло занимать территории под незаконные объекты.
«Автомобильные» инициативы, над которыми идет работа
– Мы стараемся не выдвигать сразу много идей. Потому что мы их не просто предлагаем, а сопровождаем в дальнейшем, разрабатываем, участвуем во всех тематических мероприятиях и заседаниях.
Сейчас мы ведем тему с парковками на газонах, о чем уже говорили. Также еще одна инициатива находится в разработке – наказание граждан, которые выезжают на пути и создают помехи трамваям, блокируя транспортные коммуникации. Иными словами, мы разрабатываем механизм применения статьи 20.18 КоАП – блокирование транспортных коммуникаций. На наш взгляд, она должна применяться в отношении ушлых граждан, которые выезжают на автомобиле на выделенные трамвайные линии. Естественно, в 90 процентах случаев авто застревает. И из-за этого трамваи стоят. В КоАП предусматривается штраф за это – от 50 тысяч рублей и обязательные работы до 100 часов. Наказание прописано – но нет отработанного алгоритма действия, чтобы его применять. То, что коммуникации были заблокированы должен заявить владелец коммуникаций, т.е. эта работа начинается с ТТУ.
У нас было совместное с ТТУ заседание, где это обсуждалось, где была представлена вся правоприменительная практика из других регионов. И руководство ТТУ с нами согласилось, и уже подготовило алгоритм заявлений, который проходит согласование с органами внутренних дел. Уверен, что уже этой зимой работа будет организована. Поверьте, когда один гражданин получит максимальное наказание, это отобьет желание так ездить у всех остальных. Это не вам не тысяча и не две. 40 процентов всех перевозок в Самаре осуществляет трамвай, это важнейший вид городского транспорта и из-за пары безответственных водителей он стоять не должен.
Также мы ведем работу по борьбе с самовольным ограждением парковочных мест. А именно – регламентировать демонтаж таких столбиков, цепей и т.п. Это предложение было озвучено на заседании общественного совета по благоустройству. Его поддержали и сейчас мы изучаем вопрос, готовим материал. Конечно, ни у кого не было вопросов – а нужно ли это. Потому что все понимают, что это плохо. Когда человек вдруг решает, что вот это место во дворе – его личное, это, конечно, безобразие. В Москве подобная работа очень хорошо выстроена – там на следующий день после сообщения приезжает служба и этот столбик, цепочку или что там еще – сносят.
Центр общественного взаимодействия – самарская некоммерческая организация, основанная в 2013 году группой экспертов. Центр ведет работу в области развития институтов гражданского общества, совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Является участником общественного совета Самарской губернской думы и консультативного совета регионального отделения партии «Единая Россия».