Запасы новых иномарок некитайского происхождения подходят к концу, а остатки продаются по заоблачным ценам: скажем, за последние Renault Duster просят 2,5–3 миллиона рублей. Во избежание дефицита еще весной дилерам разрешили так называемый «параллельный импорт» — ввоз автомобиля без разрешения владельца бренда. Первое время процедуру тормозили законодательные и логистические ограничения, но вот наконец схема заработала. В списке «параллельных» моделей есть и те, что не были представлены в России официально, то есть в каком-то смысле ассортимент даже расширился. Разбираемся, сколько стоят такие машины и действует ли на них гарантия.
Какие марки можно ввозить параллельным импортом?
Их список Минпромторг утвердил весной (приказ № 1532 от 19.04.2022). В него попали автобренды, которые или ушли из России, или приостановили деятельность. Из популярных в РФ марок в списке значатся Volkswagen, Skoda, Toyota, Renault, Nissan, Mitsubishi, Subaru, Suzuki, Honda, а также ряд премиальных брендов: BMW (и Mini), Audi, Mercedes-Benz (и Smart), Volvo, Land Rover, Jaguar, Lexus, Infiniti, Porsche, Tesla, Acura. Ввозить без разрешения владельцев бренда можно почти все американские машины (Chrysler, Jeep, General Motors, Chevrolet, Cadillac, Dodge, GMC, Hummer, Lincoln) и многие автомобили люксовых брендов: Bentley, Hummer, Maybach, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti. Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например, Rover и Seat, а также производители грузовой техники (DAF, Kenworth, Freightliner).
Компания «Авилон» начала импорт из Китая седана Volkswagen Bora, который по характеристикам близок к продававшейся у нас Skoda Octavia, а в России одно время был известен как Volkswagen Jetta.
«Бора» вышла на рынок КНР в 2018 году и построена на платформе MQB. В Россию ее везут с обоими типами двигателей: 1,5-литровым атмосферником (113 л. с.) или 1,4-литровым турбомотором (150 л. с.). Коробка передач в первом случае — гидромеханический автомат, во втором — семиступенчатый преселективный робот. Стоимость автомобилей 2022 года выпуска в России начинается от 2,5 миллиона рублей, причем разница между атмосферником и турбомотором небольшая — 100 тысяч. Комплектация сразу неплохая, например, есть климат-контроль, парктроники, подогревы сидений, шесть подушек безопасности, система стабилизации, мультимедиа.
В целом, Bora получается дешевле последних Skoda Octavia нижегородской сборки, за которые просят в диапазоне от 3 до 4 миллионов рублей (без учета скидок). При этом в Китае Bora стоит от 115 тысяч юаней, что эквивалентно примерно миллиону рублей.
А вот непривычная модель — компактный кроссовер Chevrolet Tracker, прямой конкурент Hyundai Creta, но исключительно переднеприводный. Автомобиль выпускают в Узбекистане и Казахстане, и российские дилеры в разных регионах наладили ввоз с завода «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, который находится недалеко от российской границы. Автомобиль имеет литровый 125-сильный турбомотор и шестиступенчатый автомат, а комплектация сразу богатая, например, есть камера заднего вида, четыре подушки безопасности, литые диски, мультимедиа, климат-контроль. Стоимость начинается от 1,8–2 миллионов рублей, что выглядит конкурентоспособно на фоне Creta, за которую дилеры просят в среднем от 2,5 миллиона. При этом в Казахстане Tracker стоит около 11 миллионов тенге, то есть от 1,4 миллиона рублей. Отсутствие ввозных пошлин между Казахстаном и Россией делает разницу в цене умеренной.
Кстати, помимо казахстанского Tracker у российских дилеров появились еще более экзотические Chevrolet — кроссоверы Groove. Они еще компактнее (длина — 4220 мм) и являются перелицованными версиями китайского Baojun 510, который был разработан при участии концерна General Motors. Машины китайской сборки стоят в районе 2,35 миллиона рублей за версию с 1,5-литровым бензиновым мотором (105 л. с.), вариатором и в неплохой комплектации: климат-контроль, камера заднего вида, мультимедиа, система стабилизации, шесть подушек. Привод, как и у «Трекера», только передний.
Для сравнения: еще одним конкурентом Hyundai Creta является новый Chery Tiggo 4 Pro, который продается через официальных дилеров и стоит от 2 миллионов рублей. То есть в принципе параллельный и официальный импорт из Китая предлагает близкие условия.
«Таможня, сертификация, гарантия — на нас»
Группа компаний «КЛЮЧАВТО» наладила массовые поставки «параллельных» автомобилей, и на складе компании сейчас более 4 тысяч Toyota, Lexus, Mazda, Mercedes, BMW, Land Rover и ряда других брендов. Во всех случаях речь о новых машинах экологического класса «Евро-5».
— Мы настроили цикл параллельного импорта новых машин под ключ: таможенное оформление и сертификация на стороне нашей компании, — рассказал нам представитель холдинга. — На автомобили предоставляется двухлетняя гарантия от группы компаний «КЛЮЧАВТО». Обслуживать машину можно в любом сервисном центре нашей группы. Из дополнительных плюсов — возможность приобрести машину, которая ранее не была представлена в РФ.
Конкретизировать логистику поставок «параллельных» машин в компании отказались, но подчеркнули, что клиенты могут оформить сделку в любом автосалоне группы компаний: недавно точка продажи появилась и в Челябинске.
— В наших ближайших планах — расширение списка поставляемых брендов и наращивание доли автомобилей, ввезенных параллельным импортом, — добавила директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова.
По данным «КЛЮЧАВТО», наибольшей популярностью пользуются Toyota RAV4, Camry, Corolla, Mazda CX-9, Chevrolet Captiva, Suzuki Vitara. Стоимость RAV4 и Camry начинается от 3 миллионов рублей, Mazda CX-9 — от 4 миллионов. Есть и экзотика, например, вместо привычной «Камри» можно купить ее аналог — Avalon, который продается в США и Китае: цена начинается от 3,3 миллиона рублей. Насколько можем судить, «КЛЮЧАВТО» ввозит такие машины именно из КНР.
Еще один ориентированный на КНР автомобиль — Mazda CX-4, технически близкий к популярной в России Mazda CX-5. Стоимость стартует от 3 миллионов рублей за машины с двухлитровым мотором (158 л. с.), автоматом и передним приводом. Полноприводные CX-4 бывают только с 2,5-литровыми моторами (192 л. с.), но в Россию такие версии пока не возят.
Параллельный импорт усилил и другой необычный тренд — поставки новых электромобилей. Например, «Авилон» и ряд других дилеров предлагают крупный кроссовер Volkswagen ID.6 китайской сборки. По размерам он практически идентичен Volkswagen Touareg, но бывает только электрическим. Мотор развивает 204 л. с., декларируемый пробег на зарядке — более 500 километров (но это очень зависит от режима езды). Привод у поставляемых в Россию версий — только задний, а цена кусается: не менее 4–5 миллионов рублей.
Плюсы и минусы «параллельных» машин
Плюсы параллельного импорта по большей части описываются известной русской пословицей: на безрыбье и рак рыба. На фоне китайских кроссоверов, которые доминируют в ценовой категории свыше 1,5 миллиона рублей, параллельные машины выглядят вполне конкурентоспособно, хотя большая часть их ввозится также из Китая. Но они делаются на официальных заводах марок и несут более привычные для россиян бренды.
Поскольку параллельным импортом занялись крупные автохолдинги, в частности, «АВТОДОМ», «Авилон», «КЛЮЧАВТО», Fresh Auto, с точки зрения клиента процесс покупки выглядит плюс-минус так же, разве что в большинстве случаев нет возможности протестировать выбранную модель. Документы, как правило, готовятся под ключ, поэтому постановка машины на учет не должна вызвать сложностей.
Автохолдинги обещают обслуживание и поставку запчастей, но здесь могут быть нюансы. Объемы ввоза экзотических моделей вроде Chevrolet Groove небольшие, поэтому формировать полноценные склады запчастей для них вряд ли целесообразно: если условные Creta продавались в России сотнями тысяч, то «Грувы» — дай бог сотнями.
Остаются и вопросы с гарантией, потому что производители не несут ответственности за машины, ввезенные в обход запретов, существовавших в докризисные времена. Автохолдинги по-разному решают этот вопрос. Кто-то предоставляет собственную гарантию, кто-то предлагает комбинации гарантии и страховки: то есть ремонт будет выполнять дилер, а оплачивать — страховая. Но сроки гарантии меньше и составляют 1–2 года, тогда как сами производители предлагали обычно 3–5 лет.
Зато параллельный импорт открывает доступ к более широкому ассортименту машин, чем существовал в России в последние годы. Другой вопрос, есть ли у россиян деньги на заморские кареты, которые стоят теперь дороже квартир.
Готовы ли вы приобрети автомобиль, ввезенный по схеме параллельного импорта?
А тем временем продажей китайских машин занялся один известный банк. Традиционные же марки стремительно покидают Россию.