Российские банки сейчас вовлечены в создание общенациональной базы кредитных историй. Цель ее – понизить риски банков и облегчить процесс для населения при потребительском кредитовании. Идея, безусловно, хорошая, но, по признанию самих банкиров, на ее реализацию потребуется как минимум около 2 лет. Сейчас Центральный каталог кредитных историй включает порядка 1 миллиона записей о заемщиках. Однако это – менее 1,5% от экономически активного населения России. В то же время объемы потребкредитования растут вместе с невозвратами. Причем просроченная задолженность увеличивается почти в два раза быстрее, чем сами объемы кредитов. По признанию одного из банкиров, КБ саботируют пополнение БКИ, так как база пополняется как положительными, так и отрицательными историями. А «хорошими» заемщиками и клиентами делиться никто не хочет. И хотя банки обязали выдавать все истории, они не торопятся это делать, используя конституционное право человека на неразглашение частной жизни. На практике это выглядит следующим образом: клиент, получая кредит, должен подписать разрешение на использование своей кредитной истории в базе. Многие отказываются делать это по личным причинам, даже если их действия не носят предумышленного характера. Ведь даже Центробанк не застрахован от утечки информации. Легко понять, что банку достаточно поставить условием получения займа подписание разрешения, но те не настаивают, желая сохранить своих добросовестных клиентов в тайне от конкурентов. В результате центральный каталог пополняется крайне медленно и не приносит того эффекта, какого стоило бы ожидать.
Управление ЦБ РФ по Самарской области констатирует, что невозвраты по кредитам для физических лиц по нашему региону уже составляют 0,7 миллиарда рублей, хотя самарские банкиры уверены, что реальная цифра намного больше. По словам директора ЗАО «Приволжское кредитное бюро» Веры Агафоновой, бюро уже объединило все региональные банки, включая их подразделения, находящиеся в других регионах. На настоящий момент база насчитывает более 45 тысяч кредитных историй. Но это не отражает в полной мере всех кредитных потребителей, так как есть еще Сбербанк и многочисленные филиалы иногородних банков. Поэтому Приволжское кредитное бюро в начале этого месяца вышло на филиалы иногородних банков, находящихся в Самарской области, с инициативой создать единую полноценную базу по региону. Итоги по решениям собираются подвести уже в мае. Правда и эта идея может стать провальной. Так, по признанию управляющего местного филиала одного московского банка, поскольку информация от бюро будет платная, они дадут согласие, если состоится кворум, то есть будет получен достаточный объем информации от филиалов крупных инорегиональных банков.
Правда на этом планы по развитию ЗАО «Приволжское кредитное бюро» не заканчиваются. По словам Веры Агафоновой, у бюро также есть желание создать базу клиентских историй и других финансовых институтов, начиная от всевозможных финкомпаний, где присутствуют кредитные отношения (например, инвестиционные), и заканчивая страховыми обществами.