С понедельника Центральный банк России вводит в постоянную эксплуатацию систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Со следующей недели банки смогут подать в ЦБ ходатайство о включении в систему и через месяц-полтора начать ею пользоваться. Запуск системы позволит кредитным организациям проводить расчеты в режиме реального времени, сообщает «Коммерсантъ». Однако сами банкиры без оптимизма восприняли новшество.
Сегодня через действующую расчетную систему Банка России ежегодно проводится 700 миллионов платежей на сумму порядка 300 триллионов рублей. Это составляет около 60% всех безналичных платежей в России. Расчеты в ней осуществляются несколькими рейсами в день, что увеличивает сроки прохождения платежей. Ее пользователями являются все российские банки.
Комментируя преимущества новой системы, глава Центробанка Сергей Игнатьев отметил, что если сейчас платеж достигает получателя в течение дня внутри одного региона либо на следующий день, если платеж межрегиональный, то участие в системе БЭСП позволит банкам проводить клиентские платежи за считанные минуты.
Подключение к БЭСП не носит обязательного характера и не предполагает отказа от существующей системы расчетов несколькими рейсами в день. Система БЭСП изначально рассчитана на крупные банки, в которых сосредоточены крупные клиенты, готовые платить повышенный тариф за новую услугу. Кроме того, стать участником системы сможет кредитная организация, прошедшая проверку на соблюдение обязательных резервных требований ЦБ и не имеющая просроченных обязательств. Остальные банки будут пользоваться старым порядком расчетов.
Банковское сообщество избирательность ЦБ в этом вопросе не расстроила. В частности, самарские банкиры, опрошенные 63.ru, отметили, что тарифы на срочные переводы для банков, скорее всего, будут стоить в три раза дороже. Соответственно, и крупные клиенты за срочность вынуждены будут платить больше. Мелкие клиенты проводят большое количество платежей на небольшие суммы, поэтому платить повышенный тариф за срочность им в большинстве своем может быть невыгодно.