Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) разработала рекомендации для банков по содержанию рекламы кредитных продуктов. По замыслу надзорного ведомства, в ней будет отражена реальная стоимость кредитов, варианты ее изменения в зависимости от срока и суммы кредита, а также предупреждение по платежам третьим лицам.
Самарские эксперты и банкиры склонны считать, что эффективность банковской рекламы вряд ли снизится, но и произойдет ее переформатирование. Документ, разработанный надзорным ведомством, в ближайшее время будет опубликован на официальном сайте ФАС. Теперь в рекламе своих кредитных продуктов банкам придется указывать их реальную стоимость, рассчитанную по методике Банка России, либо ставку по основному долгу и размеры всех дополнительных банковских платежей и комиссий за исключением штрафных санкций. При этом, по словам заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, указание ставки по основному долгу и перечня дополнительных платежей по кредиту может стать поводом для обращения ФАС в Банк России с просьбой проверить банк на предмет формирования однородных портфелей ссуд. Дело в том, что сокрытие от клиента размера эффективной ставки при одновременном формировании портфеля однородных ссуд является нарушением требований Банка России.
Согласно предложениям ФАС, банки будут обязаны раскрывать в рекламе срок и сумму кредита, если это влияет на его стоимость для заемщика. Причем в этом случае в рекламе необходимо приводить все возможные варианты соотношений сроков, суммы и ставки кредитов. Размеры платежей третьим лицам (страховщикам, нотариусам, регистрационной службе) в банковской рекламе указывать не нужно.
Как считают эксперты, данные рекомендации ложатся в рамки общей проводимой госорганами политики по повышению прозрачности информации в сфере кредитования и раскрытия эффективных ставок по кредитам.
«Банки, видимо, вынуждены будут выполнять эти требования, чтобы не вступать в лишние конфликты с ФАС, но вполне вероятно использование различных уловок, например, разная информация может даваться разным кеглем, в телерекламе какая-то текстовая информация может пускаться фоном. В конце концов, рекомендации – это еще не закон, и привлечь к ответственности за них проблематично», – говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков.
Количество рекламы не уменьшится, хотя, конечно, некое ее переформатирование произойдет, считает один из самарских банкиров. «Например, станет вероятно меньше радиороликов, но больше «наружки», рекламы в печатных изданиях и на ТВ, где различными визуальными приемами проще замаскировать неприятную информацию», – говорит наш респондент, пожелавший остаться неназванным. С другой стороны, нарочитое следование рекомендациям может быть использовано как элемент рекламного послания, который повысит доверие к банку рекламодателя. Также может быть обыграна тема раскрытия эффективных ставок и отмены штрафов как конкурентного преимущества.