Минфин России раскритиковал предложение министерства промышленности и торговли РФ о корректировке тарифов на ОСАГО и согласился с убыточностью этого вида страхования. Участники рынка, и самарские в том числе, с позицией Министерства финансов согласны, более того, они расценивают это как сигнал к долгожданному пересмотру страховых коэффициентов в сторону их увеличения. В ведомстве Алексея Кудрина повышение тарифов по автострахованию пока официально не подтверждают, однако уже сейчас страховщики считают, что оно не будет революционным.
Инициатива Министерства промышленности и торговли РФ, представленная на рассмотрение в Минфин, заключалась в снижении тарифов ОСАГО для новых авто, с даты выпуска которых прошло не более трех лет, и увеличении данного страхового тарифа для грузовиков и автобусов старше 10 лет. Тем самым ведомство намеревалось стимулировать обновление автопарка страны и повысить безопасность на российских дорогах.
Для автомобилей категорий В, С и D, с момента выпуска которых еще не прошло трех лет, предложено ввести понижающий коэффициент 0,5. Для этих же категорий авто, срок эксплуатации которых с момента выпуска составляет три–пять лет, понижающий коэффициент должен был быть равен 0,8.
Для всех видов грузовиков и автобусов, возраст которых составляет более 10 лет, Минпромторг предлагал ввести повышающий коэффициент, равный 1,5.
Рассмотрев представленный проект, ведомство Алексея Кудрина пришло к заключению, что снижение тарифа для одной возрастной категории транспорта и значительное увеличение его для другой, в то время как выплаты по ОСАГО близки к убыточным, не представляется рентабельным.
Как известно, до этого представители Министерства финансов неоднократно заявляли о том, что действующие тарифы ОСАГО вполне достаточны и не нуждаются в корректировке. В связи с чем страховщики надеются на удовлетворение ведомством предложений о повышении тарифов ОСАГО, предложенных Российским союзом автостраховщиков (РСА) на 22% (2417 рублей) для физлиц и минимального территориального коэффициента ОСАГО с 0,5 до 0,6.
Напомним, что вступившие в силу поправки к закону об ОСАГО предполагают увеличение страховых выплат. При этом тарифы решено оставить без изменений. По оценке специалистов, пока все новые правила (первые два блока поправок действуют с 1 марта 2008 года и с 1 июля 2008 года. Следующее увеличение ожидается в декабре 2008 года – 63.ru) положительны лишь для автовладельцев, а не для страховщиков. По мнению участников рынка страхования, без повышения тарифов эти новшества значительно подорвут рентабельность многих СК, а некоторые, в особенности это касается мелких резидентов, и вовсе будут вынуждены уйти с рынка.
По словам владельца агентства «Страховой советник Кокорев» Олега Кокорева, ОСАГО давно нуждается в увеличении и корректировке. Однако этот вопрос нужно решать системно. «Изменение базового тарифа не должно произойти одномоментно, необходима поэтапная корректировка всей системы коэффициентов по ОСАГО. РСА, с учетом существующей ныне убыточности ОСАГО, новую систему тарифов представило». Эксперт также отметил, что для введения представленных Минпромторгом предложений особых оснований сейчас нет. «Эти положения уже внесены РСА в расчет предлагаемых ими изменений суммы страховых тарифов. Минфин находится в более тесном взаимодействии с представителями страхового рынка, поэтому сотрудники этого ведомства более осведомлены о проблемах автостраховщиков, нежели Минпромторг», – считает господин Кокорев.
Руководитель дирекции сетевых продаж центра автострахования ОАО «Военно-страховая компания» Антон Степанов с коллегой согласен. По его мнению, позиция Минфина достаточно здравая. «У государства есть более эффективные методы борьбы с безопасностью на дорогах и обновлением автопарка, нежели косвенное влияние на автовладельцев через страхование», – отметил эксперт Dengi63.ru.
Наряду с этим участники страхового рынка уверены в увеличении тарифов. «Тарифы на ОСАГО повышаться однозначно будут, – говорит Олег Кокорев. – Нельзя подрывать целый сектор экономики. Многие компании уже сейчас находятся в весьма шатком положении». Антон Степанов также считает увеличение тарифов экономически закономерным. «Учитывая, что уровень тарифов был установлен пять лет назад и у страховщиков при сохранении тарифов растет не только убыточность по данному виду, но и расходы на данный вид страхования (рост цен в стране на услуги экспертных организаций, повышение заработной платы сотрудникам). Кроме того, проектные изменения в закон об ОСАГО существенно могут повлиять на экономику данного вида страхования, что не может не привести к увеличению тарифов», – считает он. Господин Степанов также предположил, что государство вряд ли согласится на резкое увеличение тарифов, и решение, скорее всего, будет компромиссным.
Фото: Фото с сайта Rostov.ru