Министерство финансов РФ с 2010 года намерено существенно сократить льготы для представителей малого бизнеса. Данные изменения запланированы в рамках общей бюджетной стратегии России до 2023 года. Предприятия малого бизнеса должны будут платить страховые взносы, которые заменят единый социальный налог (ЕСН). Этим шагом ведомство Алексея Кудрина рассчитывает закрыть существующий ныне пробел в пенсионном бюджете страны. По мнению экспертов, такие действия государства некорректны по отношению к налогоплательщикам – минфин пытается найти крайних в собственных просчетах, – считают они. Однако то, что высшее руководство пытается совершенствовать пенсионную систему, – факт положительный.
Минфин России представил проект бюджетной стратегии страны до 2023 года.
Согласно положениям этого документа, с 2010 года льготы для предприятий малого бизнеса в рамках упрощенной системы налогообложения будут скорректированы, причем не в пользу их получателей.
Напомним, что пока действующая упрощенная система налогообложения освобождает малых предпринимателей от обязанностей по уплате ряда налогов. В частности, налога на прибыль организаций, имущество, а также единого социального налога (ЕСН). Теперь ведомство Алексея Кудрина, в рамках реформирования ЕСН, планирует заменить его страховыми платежами, которые будут распределяться между основными внебюджетными фондами – пенсионным фондом России (ПФР), фондом медицинского и социального страхования.
Такие меры государство намерено применять ко всем без исключения налогоплательщикам, в том числе и к предприятиям малого бизнеса.
«Для поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы, выплаты должны осуществляться преимущественно за счет страховых взносов – говорится в проекте бюджетной стратегии России. Для решения данной задачи предлагается отменить ЕСН и ввести с 2010 года страховые взносы на работодателей по скорректированной налогооблагаемой базе, аналогичной ЕСН. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы будут уплачивать страховые взносы по общим правилам».
Сейчас размер ставки ЕСН равен 26% для зарплат ниже 280 тысяч рублей в год, 10% – для зарплат от 280 тысяч до 600 тысяч рублей и 2% – для более высоких. В скорректированном минфином варианте этой шкалы минимальный уровень зарплат увеличивается с 280 тысяч рублей до одного миллиона 100 тысяч рублей. ЕСН в размере 10% будет взиматься с зарплат размером от одного миллиона 101 тысячи рублей и до двух миллионов 300 тысяч. Для цифр, превышающих эту сумму, ЕСН будет равен 2%. В документе также отмечено, что ежегодно эти суммы будут индексироваться.
Вовлечение малых предприятий в процесс уплаты налогов наравне с представителями бизнеса других ступеней станет одним из источников восполнения существующих ныне пробелов в бюджете пенсионного фонда страны. «Согласно оценкам демографической ситуации в России, до 2023 года число получателей трудовых пенсий вырастет с 30 миллионов человек в 2007 году до 42,8 миллиона человек. В то же время численность наемных работников снизится к концу рассматриваемого периода до 44,5 миллиона человек по сравнению с 48,7 миллиона в 2007 году», – говорится в тексте проекта.
По мнению экспертов, такие нововведения проблему дефицита средств в пенсионном фонде страны не решат, более того, этими действиями министерство финансов РФ некорректно поступает по отношению к налогоплательщикам. Что же касается малого бизнеса, то он, пожалуй, никогда не был защищен. «Эта тенденция характерна не только для России, но и для всего мира. У малого бизнеса нет так называемой «подушки безопасности», – отмечает президент Самарского территориального института профессиональных бухгалтеров Дмитрий Яковенко. – В каждой стране доля малого бизнеса достигает 10%. При этом каждое десятое предприятие разоряется». По словам эксперта, причина этому – отсутствие господдержки и налоговых послаблений. Эти обстоятельства не позволяют малым предприятиям выжить в конкурентной среде. В то время как этот вид бизнеса имеет социально организующую роль – решает проблему самозанятости, не преследуя цели извлечения сверхприбыли.
По мнению Дмитрия Яковенко, проблемы пенсионного обеспечения руководством страны сейчас обозначены правильно, однако решать их нужно никак не за счет налогоплательщиков. «На самом деле главная проблема пенсионного обеспечения имеет корни десятилетней давности, – поясняет он. – Тогда различные заинтересованные структуры тормозили принятие закона о дифференцированных взносах в пенсионный фонд. Есть возрастной пенсионный ценз – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При этом существует масса льготников, которые выходят на пенсию в 40, в 50 лет.
Еще в 90-х годах законотворцы лоббировали закон о том, чтобы возложить ответственность за пенсионное обеспечение сотрудников, выходящих на пенсию по льготной системе, непосредственно на их работодателей – в стране достаточное количество весьма рентабельных предприятий, способных на это. Однако с 1 января 1991 года все льготники были сброшены на плечи налогоплательщиков. В том числе огромное количество военных после расформирования армии, пенсионное обеспечение которых не финансировалось из бюджета государства». По мнению эксперта, сейчас в первую очередь необходимо уровнять функции сторон, участвующих в пенсионном обеспечении – государства и граждан. «А после этого посмотреть, хватает в пенсионном фонде денег или нет, – уверен господин Яковенко. – На мой взгляд, сейчас государство просто пытается найти крайних в собственных просчетах».
По мнению заместителя директора Поволжского регионального филиала Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики Юрия Шейдарова, на сегодняшний день проблема низких пенсий стоит очень остро, поэтому необходимо последовательно предпринимать шаги для исправления ситуации. Однако одного универсального решения не существует, должен быть разработан и принят комплекс мероприятий. «Предложения, высказанные Алексеем Кудриным, – лишь часть необходимых мероприятий по решению этой проблемы, – говорит он. – Это не означает, что все они будут однозначно приняты, и, скорее всего, они еще не раз подвергнутся корректировке. То, что высшее руководство страны считает необходимым продолжать совершенствовать нынешнюю пенсионную систему, – факт весьма положительный».