Борьба Роспотребнадзора, прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы с кредитными организациями за право индивидуального информирования клиентов об изменении тарифов не увенчалась успехом. Банкам разрешили не извещать каждого клиента персонально об изменениях в тарифных планах. Не исключено, что в дальнейшем ведомства все же смогут отстоять свою позицию через ужесточение законодательства.
Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор уже не первый месяц твердят о необходимости индивидуального информирования клиентов об изменении тарифов, однако суды поддерживают позицию банков. В пятницу Арбитражный суд Москвы признал незаконным постановление Роспотребнадзора о привлечении «Райффайзенбанка» к ответственности за нарушение прав потребителей. С жалобой на кредитную организацию в ведомство обратился клиент, которого банк «не уведомил должным образом» об изменениях тарифов и ставок. В пресс-службе «Райффайзенбанка» сообщают, что объявления о смене тарифов были опубликованы на сайте и развешаны в отделениях банка, однако клиенту данной информации оказалось недостаточно. Роспотребнадзор оказался солидарен с щепетильным клиентом и стал настаивать на индивидуальном информировании клиентов о каждом изменении ставок и тарифов по почте или телефону. Суд счел доводы Роспотребнадзора безосновательными и отклонил иск.
Похожее дело на днях разбиралось и в Волгограде относительно банка «Русский стандарт». Решение суда также было вынесено не в пользу истца.
«Поскольку формально придраться не к чему, регуляторы будут проигрывать иски банкам, – считает директор департамента розничного кредитования «Бинбанка» Олег Соколов.– Суды, в отличие от Роспотребнадзора и ФАС, руководствуются правовыми, а не социальными и моральными нормами».
В антимонопольной службе уверены, что уже в процессе подписания договора клиент должен выбрать наиболее удобный для него способ информирования об изменении тарифов. Это может быть как обычная почтовая рассылка, так и отправка SMS-сообщения или электронного письма. «Сейчас большинство банков сообщают клиентам об изменениях менее чем за 15 дней на сайте или информационном стенде, чего явно недостаточно для взвешенного решения клиента относительно дальнейшего сотрудничества с банком», – полагает начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева.
«Об изменении параметров услуг, к примеру изменении процентных ставок по вкладам и кредитам, изменении тарифов комиссионного вознаграждения и прочего, клиенты банков могут получать информацию разнообразными способами: на сайте банка, в офисах, кроме того, банки проводят информирование клиентов при помощи контакт-центра или публикаций в прессе. При желании клиент может получить подробнейшую информацию о стоимости услуг банка и их изменении», – уверен начальник отдела рекламы управления рекламы и PR СКБ-банка Андрей Ермоленко.
По его словам, индивидуальное информирование клиентов об изменении ставок вряд ли целесообразно, так как клиент в любом случае будет обслуживаться по тем условиям, которые действовали на момент заключения договора.
Генеральный директор филиала BSGV Татьяна Лямина рассказывает, что изменения в клиентских программах происходят не так часто, это скорее исключение, чем правило. «Нужно понимать, что персональное извещение по почте или телефону не всегда эффективно, поскольку клиентская база, на которую в первую очередь распространяются изменения, может быть достаточно большой, в связи с чем одни пользователи услуг получат информацию позже, чем другие», – полагает Татьяна Лямина.
Представители кредитных организаций уверены, что банки, которые своевременно и в полном объеме информируют клиентов об услугах и тарифах, только выигрывают. «Чем больше информации получает клиент, тем лучше банку. Здесь задействованы такие вопросы, как привлечение, и более сложный момент – удержание клиента. Заведомо лгут только финансовые пирамиды. Банки, которые хотят сохранить репутацию на высоком уровне, должны закладывать в бюджет статью на изготовление рекламной продукции, извещать клиентов об изменении тарифов. Однако индивидуальное информирование по телефону и почте слишком дорого», – полагает представитель одного из челябинских банков.
Аналитики полагают, что индивидуальное уведомление всех клиентов о каждой смене тарифов обойдется банкам примерно в 10 млн долларов. При этом не исключено, что расчеты на возможные затраты информирования лягут на плечи клиентов банка и, соответственно, будут заложены в тарифы.