Кризис глазами банков
Каков потенциал самарского банковского рынка в ситуации «кризиса доверия» к банковским инструментам? Как вести себя в условиях кризиса, хранить ли деньги в банке, откуда берется паника, и кто в этом виноват? На эти и другие вопросы ответили участники засе
Каков потенциал самарского банковского рынка в ситуации «кризиса доверия» к банковским инструментам? Как вести себя в условиях кризиса, хранить ли деньги в банке, откуда берется паника, и кто в этом виноват? На эти и другие вопросы ответили участники заседания круглого стола, который состоялся в редакции информационно-делового портала 63.ru.
Свою точку зрения относительно ситуации, которая сложилась в банковской системе самарского региона в условиях кризиса, высказали руководитель главного управления Центрального Банка России по Самарской области Виктор Данилин, а также руководители 15 банков, работающих на территории Самарской области.
Заявленная тема для обсуждения – «Потенциал самарского рынка условиях «кризиса доверия» к банковским инструментам» – была выбрана неслучайно. В настоящее время этот вопрос широко обсуждается на всех уровнях власти, в банковских кругах, средствах массовой информации, простыми гражданами.
«Безусловно, мы не можем отрицать, что в самарском регионе сегодня нет кризиса, – отметил руководитель главного управления центрального банка России по Самарской области Виктор Данилин. – Наш регион также вовлечен в этот процесс, и, кризис, который наблюдается во всем мире не может нас не касаться». По словам главы регионального ЦБ, несмотря на то, что банки ощутили недостаток ликвидности еще несколько месяцев назад, наиболее острая фаза кризиса пришлась на третью декаду октября 2008 года.
«Как только СМИ заговорили о кризисе, вкладчики, начали паниковать и «проверять банки на прочность, – констатирует господин Данилин. – Как следствие у целого ряда банков начались проблемы с ликвидностью, при этом пополнить ее дефицит еще несколько месяцев назад было неоткуда. «Банки, которые осуществляли подкрепление региональных кредитных учреждений посредством межбанковского кредитования, перестали давать эти деньги», – объяснил господин Данилин.
В конце октября Центробанк принял оперативные меры направленные на восполнение ликвидности. В частности, госсредства на поддержку банковской ликвидности в условиях кризиса, предоставляются им через беззалоговые аукционы. «Сейчас сумма таких средств, предоставленных самарским банкам составляет более 13 миллиардов рублей, рассказал Виктор Данилин. – Сейчас Банк России начал выдавать кредиты под залог банковских активов. По этой схеме банкам самарского региона выдано уже около двух миллиардов рублей. Мы также выдаем кредитным организациям средства на совершение расчетов на ночь, на день, даем деньги на, так называемое, ломбардное кредитование. То есть предоставляем финансирование под высоколиквидные бумаги, держателем которых является банк, обратившийся за финансовой поддержкой».
По словам Виктора Данилина, сейчас отток ликвидности, который образовался на фоне кризиса несколько месяцев назад, за счет отрицательных известий, спровоцировавших отток клиентов и денежной массы из банков, возмещен этими средствами. Кроме того, увеличена страховая сумма вкладов до 700 тысяч рублей.
Тем не менее участники самарского банковского сектора констатируют, что процесс изъятия денег из банков продолжается. При этом средства, которые граждане забирают с депозитов, сегодня либо просто держат на руках, либо помещают в банковские ячейки. Те же, кто преследуют цель заработать, размещают средства на депозиты в разные банки, выбирая наиболее выгодные предложения по вкладам.
«Сегодня в большей степени подвержены панике и поддаются ей те граждане, которым в принципе нечего опасаться, – отмечает Виктор Данилин. – Сумма их вклада составляет 700 тысяч рублей и меньше».
Факт оттока вкладов подтвердили представители всех кредитных учреждений, осуществляющих операции по вкладам, присутствующие на заседании круглого стола. При этом участники заседания отметили, что такое поведение им понятно – доверие граждан к финансовому сектору страны терялось неоднократно.