Пожалуй, каждому самарцу давно и хорошо знакома частота «103,6 FM». Именно на этой волне звучит музыка, близкая любому, кто знает, что такое золотые хиты. И вот сегодня радио «Мегаполис» отмечает свой день рождения, уже четырнадцатый по счету.
Тогда, в середине 90-х годов прошлого столетия, в отечественный эфир хлынул поток зарубежной музыки, какую россияне раньше могли услышать разве что на дефицитных пластинках. Самим радиостанциям тоже было еще неясно, каким должен быть формат, на какую аудиторию рассчитывать и может ли вообще быть коммерческим радио. Одним из первых в Самаре зазвучал «Мегаполис», поначалу, как и остальные, попытавшийся охватить весь спектр тем, актуальных и в городе, и в стране, и в мире. Однако со временем стало понятно: одновременно делать передачи для людей солидного возраста и для молодежи невозможно, нужно искать свой сегмент рынка.
Буквально через два года, в 1997, «Мегаполис» первым в регионе запустил компьютерный «плэйлист» – современную программу, с помощью которой можно добиться уникального качества эфирного продукта. Следующее десятилетие было ознаменовано эрой молодежи, на которую и была ориентирована радиостанция. Тогда основа музыкального вещания держалась на песнях, занимающих вершины мировых хит-парадов.
«Мы старались делать Самару ближе миру, а мир – ближе Самаре, то есть знакомили слушателя с тем, что популярно в Европе, Америке в данный момент, – рассказал программный директор радиостанции Юрий Шалыгин. – А в 2007 году на радио произошли изменения – и творческие, и экономические. Для слушателя это означает, в первую очередь, изменение музыкального контента. Если раньше мы ориентировались в основном на молодежную аудиторию, то теперь наша целевая группа «повзрослела». Сейчас это слушатели в возрасте 25-45 лет. Музыкальный формат, в котором мы работаем, называется АС (Adult Contemporary), то есть «современная музыка для взрослых». А проще говоря, это золотые хиты, проверенные временем. Или музыка, которую все мы любим».
По данным социологов, музыкальный вкус человека формируется между 13 и 19 годами. Для целевой аудитории «Радио Мегаполис» костяк нынешнего поколения слушателей – это люди, рожденные в 60-70-х. И именно им предназначено оценить то «золотое», что с удовольствием дарит радиостанция. Здесь вы не услышите бессмысленных попсовых песенок, которыми изобилует нынешний, в том числе телевизионный, эфир. Нет «тяжелой» музыки, нет маргинального шансона, нет клубного экстрима. Есть популярные песни, ставшие настоящей классикой популярной музыки.
Любой автовладелец скажет, что особенная прелесть «Мегаполиса» – в небольшом, в отличие от других станций, количестве рекламы, в меру частых новостей и, конечно, в любимой с юности музыке. «Принцип легких знаний» – термин экспертов, но понятный, наверное, всем. Суть такой подачи заключается в том, чтобы для слушателя радио было, скорее, фоном для собственных размышлений и воспоминаний. Для иных существуют станции, специализирующиеся главным образом на разговорно-развлекательной тематике или транслирующие серьезные, аналитические передачи.
Лаконизм, свойственный «Радио Мегаполис», создавался годами. Недаром станция гордится своей командой – многие из тех, кто работает сейчас, пришли сюда в сложную пору – рождения отечественного радио. И опыт, который Америка накапливала 80 лет, здесь пришлось осваивать за каких-то десять. То драгоценное, что вынесли из него сотрудники – интерактивное общение с аудиторией. Для создателей программ «Мегаполиса» важно быть на одной волне со слушателями, общаться с ними не только в эфире, но и лично. Недаром здесь так часто проводятся конкурсы и разыгрываются призы – ведущих самарцы знают в лицо. Главное, считают здесь, поддерживать музыкальное настроение слушателей, но при этом держать их в курсе событий. Там, где музыка прежде всего, – так говорят про «Радио Мегаполис», и он остается верен себе.