В 2011 году Самарский рынок сотового ретейла могут покинуть мелкие игроки. Эксперты предсказывают, что ценовая война, начавшаяся в конце 2010 года, приведет к заметным переменам на рынке. Причем противостояние ударит не только по региональным компаниям, но и по крупным федеральным сетям.
В настоящее время в Самаре представлены три федеральных игрока рынка сотового ретейла («Евросеть», «Связной» и РТК (бренд МТС), а также розничное подразделение «Мегафона» и ряд небольших компаний. В борьбе за долю рынка крупные ретейлеры начали снижать цены на товар, вынудив остальных сделать то же самое. По данным аналитиков, из-за противостояния средняя цена проданного сотового телефона снизилась настолько, что оставаться на плаву, торгуя только этим видом товара, стало невыгодно. Но если крупные компании могут диверсифицировать свой бизнес, и успешно делают это, то для мелких фирм сложившаяся ситуация может стать фатальной.
Как сообщили в Поволжском офисе «Евросети», ценовая война действительно идет. «Она началась в ноябре, и за последние три года эта война самая длительная», – сообщил представитель ретейлера.
Подтвердил факт ценовой войны и генеральный директор аналитического агентства «Телеком дейли» Денис Кусков. «Первым снизил цены «Связной», затем присоединилась РТК, а потом – «Евросеть». Это «большая тройка» ритейла, и остальные участники рынка были вынуждены последовать примеру ведущих компаний», – сообщил господин Кусков.
Ценовая война повредит не только мелким, но и некоторым крупным сетям. «За спиной у «Евросети» стоит «Вымпелком» (бренд «Билайн»), которому принадлежит 49 процентов компании. Розничная сеть РТК полностью принадлежит МТС. В обоих случаях операторы выступают как финансовые гаранты стабильности этих сетей, они имеют средства, чтобы поддержать принадлежащую им розницу. У «Связного» нет таких тылов, так как компания является независимой. Фактически компания может рассчитывать только на собственные средства и банковские займы», – считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, поле битвы покинут «на щите» не только мелкие компании, но и, вероятно, один из членов «большой тройки» ретейлеров: «Кто в выигрыше от этой ситуации? Безусловно, покупатели, которые получают одинаково низкие цены во всех розничных сетях, вот только эта история не будет длиться вечно. В выигрыше основные конкуренты «Связного», так как компания самостоятельно ослабила свои позиции и, развязав ценовую войну, поставила себя в проигрышную ситуацию. И уже есть первые признаки того, что рынок отреагировал на ценовую войну тем, что начался передел всего рынка сотового ретейла».
С господином Муртазиным согласен и Денис Кусков: «Пока говорить о банкротстве одной из компаний рано, но учитывая то, что в прошлые годы некоторые игроки оказывались в похожей ситуации и покидали рынок, неблагоприятный для «Связного» исход вполне вероятен».