Треть россиян имеют представление о том, чем занимаются кредитно-потребительские кооперативы. При этом всего лишь 2% соотечественников пользуются их услугами. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
Лучше всего о работе кооперативов информированы жители городов с численностью от 100 до 500 тыс. человек (43% против 37% в целом по России). А среди тех, кто ничего не знает об этих организациях, преобладают москвичи и питерцы. Потенциальный спрос на услуги кредитных кооперативов пока находится на минимальном уровне. Не более 3% россиян планируют обратиться в подобные организации в течение ближайших двух-трех лет. Подавляющее же большинство опрошенных (94%) не пользуется быстрыми займами и не планирует этого делать в принципе.
«Для повышения заинтересованности населения в услугах кредитных кооперативов необходимо предпринимать комплекс мер, – считает председатель правления КПК «Союз банковских служащих» Анатолий Фисунов. – Это и государственная поддержка в виде субсидирования процентных ставок для КПК или его членов, которые позволят снизить стоимость заемных средств, и развитие информационного поля вокруг деятельности кредитных кооперативов, и разработка государственного механизма страхования сбережений пайщиков».
Отсутствие потребности пользоваться услугами кредитных кооперативов и предпочтение других финансовых организаций – главный сдерживающий фактор активного распространения подобных услуг. На втором месте – низкая информированность о данных организациях. Низкий уровень доверия финансовым институтам в целом и кредитным кооперативам в частности замыкает тройку барьеров. Это, прежде всего, связано с тем, что зачастую под «маской» кредитных кооперативов скрываются финансовые пирамиды. Сейчас с усилением контроля за данной сферой и необходимостью вступать в саморегулируемые организации (СРО) ситуация улучшилась.
Уровень пользования услугами кредитных потребительских кооперативов*
*Возможны несколько вариантов ответа
Источник: НАФИ
Среди других сдерживающих факторов россияне также указывают низкий уровень доходов, неуверенность в сохранности собственных средств и отсутствие кредитных кооперативов в том городе, где они проживают. «Результаты исследования подтверждают, что уровень пользования услугами кредитных кооперативов пока невысок, – говорит директор по коммуникациям НАФИ Юлия Барабанова. – Однако интерес к ним присутствует, так что спрос на услуги подобных организаций будет постепенно расти».
По ее словам, для дальнейшего развития есть несколько причин. Во-первых, уровень доходов населения во многих регионах невысок, поэтому далеко не все могут воспользоваться именно банковскими услугами. Во-вторых, как отмечает Юлия Барабанова, отделения кредитных организаций распределены по стране не равномерно, а значит есть проблема физической доступности банковских услуг. Именно поэтому россияне рассматривают различные альтернативные финансовые инструменты, в том числе и услуги кредитных кооперативов, поясняет представитель НАФИ.
«Низкий уровень доверия и малая узнаваемость КПК среди населения, которое зачастую и не осведомлено о существовании подобных организаций – вот, на мой взгляд, основные причины столь небольшой востребованности услуг кооперативов», – говорит представитель ВУЗ-банка Денис Николенко. По его словам, микрофиансовые организации не являются конкурентами, поэтому не представляют угроз для банковского сектора. «На рынке всегда происходит некоторое перераспределение клиентов – банки, микрофинансовые организации, КПК – у каждого свой круг заемщиков, которым в свою очередь предоставлена возможность выбора кредитора, – отмечает представитель ВУЗ-банка. – Конечно, большинство сограждан сегодня доверяют свои деньги банкам и предпочитают занимать у них».
Представители микрофинансовых организаций уверены, что отечественным КПК нужно пройти большой путь, чтобы добиться устойчивого развития и приобрести должную популярность у населения. При этом микрофинансовые организации очень заинтересованы в тесном сотрудничестве с банками, так как официально они не могут предоставлять большинство популярных финансовых услуг.
«Кредитные потребительские кооперативы не являются конкурентами банков, а лишь дополняют банковскую систему в малых городах, – говорит председатель правления КПК «Единство» Сергей Боровик. – Кроме того, в КПК «выращивают» потенциальных клиентов банков, особенно это проявляется при кредитовании малого бизнеса».
По его словам, начинающий бизнесмен, не имея достаточного «предпринимательского стажа» (как правило, не менее полугода) и должного обеспечения для получения кредита, обращается в кооператив, где имеет возможность получить заем для запуска своего дела. «Затем появляется необходимость развивать бизнес, и предприниматель обращается в банк для получения кредита в большем объеме», – отмечает Сергей Боровик.
По словам финансистов, причина непопулярности услуг подобных организаций лежит, прежде всего, в наличии солидарной ответственности. «В условиях кризисных экономических ожиданий, закономерно, что граждан пугает перспектива нести ответственность по обязательствам других в случае потери платежеспособности», – рассказал представитель крупного федерального банка на условиях анонимности.
Кроме того, как отмечает представитель банка, современный кредитный рынок становится похожим на супермаркет, где каждый заемщик выбирает кредитные продукты исходя из личных предпочтений и несет риски сугубо за собственное финансовое благополучие. «Поэтому уверен, что кредитно-потребительские кооперативы скорее имеют шансы стать частью историю, нежели оставаться важным элементом современной финансовой системы», – подытожил эксперт.