Аукционы на заключение муниципальных и государственных контрактов все чаще становятся предметом судебных разбирательств. Самарские компании, как правило, уступают в борьбе федеральным игрокам и проигрывая тендер, отправляются обжаловать итоги аукциона в суд. Даже если доказать необоснованность действий конкурсной комиссии не удается, то истец как правило проходит две судебные инстанции Арбитражный суд и апелляцию. Действительно ли ФЗ 94, регламентирующий порядок проведения торгов выполняет изначально данную ему функцию или же его реализация на практике выглядит несколько иначе? На эти вопросы Dengi63 ответил депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев:
«В целом закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (ФЗ 94) при его принятии ставил своей целью в первую очередь обеспечить борьбу с коррупцией и равный доступ подрядчиков к получению заказов, финансируемых из бюджета. На деле же мы видим два основных проявления от применения этого закона. Чтобы сохранить коррупционные варианты схем распределения бюджетных денег техническое задание к тендерам стали прописывать таким образом, чтобы даже при очень большом желании участники не смогли выдержать все его требования. Грубо говоря, техзадание писалось под конкретную компанию, чуть ли не с указанием того, как победитель конкурса должен называться. Во-вторых, стал появляется и такой вид бизнеса, когда победителями конкурса становились непонятные компании, которые в результате отказывались от выполнения контракта, ставя под угрозу сроки реализации заказа.
Я думаю, что для того, чтобы избежать такого развития событий с реализацией ФЗ 94, которое есть сейчас, необходимо менять законодательство. Слухи о том, что закон может быть скорректирован, ходят уже давно, однако когда поправки будут разработаны, а тем более реализованы на практике, пока не ясно. Распределение бюджетных средств это чрезвычайно коррупционный процесс, и я за изменения в закон, так как считаю, что нельзя формально отдавать средства бюджета. Я вижу здесь два варианта возможного развития событий. Либо законодательно делать процедуру проведения торгов настолько прозрачной, чтобы процесс распределения заказов могли контролировать все, либо возвращаться к жесткой системе отбора, которая существовала раньше, когда фактически исполнитель заказа определялся руководством области, но нес полную ответственность за выполнение работ».