В июне 2013 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин потратил 487 рублей. Для Самарской области значение среднего чека чуть ниже. По оценкам экспертов, сегодня в городе сложился средний уровень цен, роста стоимости продуктов не ожидается.
Житель губернии в прошлом месяце за один поход в магазин потратил 465 рублей. Значение среднего чека вывели социологи исследовательского холдинга «Ромир».
Для сравнения: наиболее высокие затраты на покупки у жителей Дальневосточного ФО, где средний чек составил 760 рублей, а также в Северо-Западном ФО: здесь жители тратят на покупки в среднем 535 рублей. Наиболее дешево покупки обходятся жителям Южного ФО – всего 412 рублей.
«Средний чек в июне 2013 практически не изменился по сравнению с маем, увеличившись на 1,5%. Такая динамика показателя свидетельствует о том, что потребители в основной своей массе продолжают «оптимизацию» своих повседневных покупок. Особенно экономными в июне себя проявили жители Северо-Запада, которые снизили свои ежедневные траты почти на 10%. А вот на Урале и на Дальнем Востоке горожане, наоборот, в июне в среднем оставляли в магазине на 10% больше, чем в мае. Ежедневные траты жителей других регионов существенно не изменились», – говорится в отчете холдинга.
По словам руководителя департамента потребительского рынка и услуг Вадима Кирпичникова, в настоящее время в Самаре сложился средний уровень цен. Продуктовый рынок в Самаре насыщен, дефицита продуктов не отмечается. Все цены регулируются рынком – спросом и предложением.
Отметим, что значение «Индекса цен», который рассчитывает Dengi63, составило по итогам июня 2013 года 2114,4 пункта. За месяц оно увеличилось на 2,5%.
Существенное влияние на рост индекса оказало подорожание ряда продуктов. В частности, наиболее в июне прибавили в цене овощи. Лук подорожал на 20,6%, морковь – на 32,4%, картофель – на 34,4%. Также подорожал сахар на 23,1%, сыр – на 15,4%, масло подсолнечное – на 13,5% и хлеб – на 16,2%.
Как отметил Вадим Кирпичников, на уровень цен в общей картине влияние оказывают стоимость продуктов, которые реализуются через крупные федеральные сети. Ритейлеры могут организовывать различные промо-акции, что влияет на ценовую политику в сторону снижения. Также на рынке появляются узкие сегменты дорогих продуктов, которые могут также увеличивать цены в общем срезе.
Также значение имеет сезонный фактор. Например, летом спрос на молочную продукцию падает, а уровень производства, напротив, возрастает, соответственно цены снижаются. Цены на овощи в начале лета, напротив, растут, так как заканчиваются запасы прошлогоднего урожая, а новый еще не поспевает. В сезон сбора урожая и с открытием ярмарок в городе цены по основным группам овощей, таким как картофель, морковь, лук, цены придут в соответствие с трендом прошлого года.
Интересные факты: по данным Самарстат, в регионе торговля занимает особое место – это динамично развивающийся сектор экономики, что свидетельствует о финансовом и социальном благополучии населения. Объем оборота розничной торговли за 2012 год составил 502 млрд рублей. По объему оборота розничной торговли на душу населения с 2002-2011 годы Самарская область занимала первое место среди регионов ПФО, по итогам 2012 года он составил 156,2 тысяч рублей, уступив первенство Республике Татарстан.
«Я не думаю, что цены сильно вырастут относительно прошлого года», – отметил Вадим Кирпичников.
Отметим, что уровень инфляции в Самарской области в июне 2013 года составил 0,4%. Продовольствие подорожало на 0,6%, непродовольственные товары выросли в цене на 0,3%.
Напомним также, что эксперты предрекали повышение цен на отдельные категории продукции после 1 июля 2013 года. Его связывали с плановым повышением тарифов в сфере электроэнергетики, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения.
По оценкам экспертов, больше всего повышение тарифов может отразиться на производстве хлеба, кондитерских изделий, также несколько увеличатся затраты самих магазинов, где реализуется продукция. «Однако рост цен именно со стороны ритейлеров мы увидим не сразу, так как понадобится время, чтобы понять, насколько можно перенести на потребителя возросшие издержки и целесообразно ли это вообще», – отметила аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.
Впрочем, пока существенного роста цен на продукты в этой категории не отмечается, цены остаются на прежнем уровне.
Фото: Фото с сайта Тime.auto.games.potok.in.ua