Современная молодежь предпочитает семье карьеру и высокие заработки, – выяснили социологи. Участники самарского рынка кадров подтверждают такую тенденцию: работодатели не заинтересованы в семейных работниках, а поток соискателей, которые в 30 лет не имеют ни семьи, ни детей, существенно вырос. По оценкам психологов, семья у современной молодежи отходит на второй план, на смену ей приходят рыночные «обесчеловеченные» ценности, и прежде всего – деньги и карьера.
По данным социологических опросов, сегодня большинство молодых людей предпочитают семье карьеру. Так 42% современной молодежи – убежденные карьеристы, – выяснили специалисты исследовательского центра одного известного рекрутингового портала. На первом месте для них высокие заработки, желание встать на ноги, стать независимым. Не спешит сегодня молодежь и с детьми. Так, 31% опрошенных мам уверены, что успешная карьера и дети несовместимы.
Специалисты кадрового рынка Самары подтверждают такую тенденцию. «Сейчас, действительно, многие из тех, кто приходит на собеседование в возрасте 30 лет, не имеют ни семьи, ни детей, а упор делают на заработки», – говорит директор агентства по подбору персонала Ultra-Staff Алексей Захаров.
По оценкам эксперта, поток таких соискателей в последние годы существенно увеличился. «Я думаю, что это связано с тем, что общество сегодня стремится к европейским стандартам, когда молодые люди сначала предпочитают «встать на ноги», обеспечить себе независимое от родителей существование, иметь хороший доход, а только потом создают семью. Поэтому сейчас молодежь делает упор именно на карьеру, на улучшение своего финансового положения. Нет такого, как в советское время, когда на первом месте была семья, дети, можно было жить с родителями. Сегодня редко кто идет на это», – говорит Алексей Захаров.
По словам эксперта, сегодня и со стороны работодателей есть предпочтения: они охотнее берут на работу холостых карьеристов.
Психологи говорят о проблемах всего общества в целом, в первую очередь, о кризисе института семьи. Сегодня семья отходит на второй план, на первом – материальное благополучие.
«Современное общество – это общество потребления, в котором работодатели не заинтересованы в работниках с семейными обязанностями. Рынок услуг нуждается в росте числа домохозяйств-потребителей, а не семей», – говорит заведующая кафедрой возрастной психологии ПГСГА, кандидат психологических наук, профессор Елена Савицкая.
По словам эксперта, в настоящее время изменилась смысловая интерпретация таких базовых понятий как «семья», «дети», «любовь», «друзья», «свобода», «справедливость», «труд», «достаток», «жизненный успех». Первые из них – «семья», «дети», «любовь» – вытесняются из сознания молодежи все больше и больше. На смену им пришли рыночные «обесчеловеченные» ценности, и прежде всего – деньги, карьера.
По оценкам экспертов, такая ситуации начала зарождаться еще в «лихие 90-е», когда социокультурный символ женщины-матери стал вытесняться другими образами, например образом бизнес-леди.
«Обязательность рождения детей в браке как социальная норма постепенно уходит из российской культуры. У молодежи стала резко возрастать мотивация на высшее образование, ценности образованности и интеллекта, карьеру, комфортные условия жизни. Все это может привести (а кое-где уже привело) к отмиранию традиционной модели семьи», – отмечает Елена Савицкая.
Практикующий психолог Наталья Богдан связывает причины отказа молодежи от семьи с воспитанием. «Уж очень усиленно родители этих молодых людей рассказывали своим детям о тяготах родительства. Непомерно попрекали их в том, что ради них, своих детей, они вынуждены во многом себе оказывать, работать больше необходимого. Выставляя себя жертвами родительства, эти люди сформировали у своих детей страх того, что после рождения ребенка жизнь заканчивается, наступают непреодолимые проблемы и с работой, и с супружескими отношениями.
Многие из сегодняшних молодых людей боятся не только стать родителями, но и даже вступить в брак. Недавно у меня на приеме были мама и ее дочь 17 лет. Девочка обиженно спросила маму: я тебе вообще зачем нужна? Чтобы посуду мыть? Мама тоже была обижена на дочь за то, что та только требует и требует себе: внимания, отношения, материальных благ... А ведь дети нам нужны только для того, чтобы радоваться им. У детей нет «прикладного назначения». Дети не должны сделать нашу жизнь лучше, мы сами должны об этом позаботиться. И дети не могут быть причиной наших неудач. Когда в обществе такая установка начнет набирать обороты, тогда мы и увидим изменения в демографической ситуации», – считает Наталья Богдан.
Фото: Фото с сайта Forceful.ru