Начну с истории, которая мне очень близка. Один итальянский бизнесмен, когда его спросили, как ему в период великой американской депрессии удалось развить прибыльный бизнес, ответил: «Я просто только приехал тогда в Америку и еще не знал английского языка. Я не читал газет, и не знал о том, что в Америке кризис».
В октябре-ноябре 2008 года, когда на многих рынках у громадного числа компаний бушевал психологический и финансовый шторм, среди ряда моих партнеров я заметил одну интересную особенность. Наиболее успешно развивающиеся на этом фоне компании практически ничего не говорили о кризисе. Более того, некоторые от меня узнавали о том, что кризис идет, так как они всецело были поглощены процессом развития и роста и давно не анализировали СМИ.
Тогда я впервые увидел зависимость успеха от невовлечения в панические настроения. К сожалению, в настоящее время различные экономические новости и ожидания периодически будоражат многих.
Я давно интересуюсь практическими психологическими техниками и хочу поделиться с вами некоторыми мыслями. Они лично мне и некоторым моим знакомым помогают оставаться в хорошей форме.
Есть враги эффективности, особенно актуальные в непростые следующие моменты:
Эмоции
Мозг так устроен, что когда человека начинают переполнять эмоции, его рациональные способности резко снижаются. И наоборот. Одним из способов привести себя в нормальное состояние является оценка эмоции и навешивание на нее своеобразного ярлычка. Признавшись себе, что мы напуганы, мы в ряде случаев уже этим сможем начать побеждать страх. Кроме этого есть еще ряд других техник. Например, нормализация. Когда мы получаем неприятную или шокирующую информацию мы можем быстро объяснить себе, что в текущих условиях наш страх или другие эмоции являются нормальными. В некоторых случаях этого бывает достаточно, чтобы успокоиться и начать трезво оценивать ситуацию. Лично мне хорошо помогает техника посмотреть на ситуацию глазами другого человека или меня из будущего. При отработке этих техник сначала на себе, потом – на тренингах, я удостоверился, что сталкиваясь с неожиданностью в реальной ситуации, можно выбрать и применить одну из техник. Это позволяет во многих случаях перехватить эмоцию до того, как она вывела нас полностью из равновесия. Тут нам помогает особенность организма – от появления мысли в голове до физического действия проходит небольшое время, которого при тренировке достаточно для изменения своей реакции.
Отвлечения
И в нормальной ситуации отвлечения крадут громадный объем нашего рабочего времени. Так по некоторым исследованиям речь идет о двух часах, тогда как по другим оказывается, что они могут поглощать большую часть продуктивного времени. В условиях нестабильности ситуации есть громадный соблазн посмотреть, что пишут в Интернете или СМИ на животрепещущую тему или обсудить ее с коллегами и близкими. Здесь на помощь нам может придти полное сосредоточение на работе. Например, отключая на время важного обдумывания все средства связи или выкладывая мысли на бумагу. Сначала многим эти и другие приемы кажутся очень радикальными и неприменимыми. При этом, постепенно экспериментируя, каждый находит для себя свои варианты того, за счет чего можно значительно увеличить свою эффективность просто снижая отвлечения.
Ожидания
В непростые моменты жизни неосуществление ожиданий может как просто немного снизить настроение, так и ввергнуть в глубокую депрессию. Все эксперты по постановке целей, с которыми я сталкивался, говорили об обязательной коррекции тактических целей и сроков при изменении ситуации. При этом, как показывают мои наблюдения, успешные люди в самых непростых ситуациях все равно успешно достигают свои главные цели. Часто кардинально меняя способы и оставляя главные цели неизменными. Стоит возможно иногда, если не все получается как хотелось ранее, временно снизить ожидания. Получив же исполнением сниженных ожиданий удовольствие от контроля ситуации можно начать опять постепенно поднимать планку.
Мнение о том, что необходимо сдерживать эмоции и не показывать никому своего истинного настроения
К сожалению, по факту наблюдателям за скрывающим эмоции коллегой или руководителем часто не только понятно, что происходит, но они могут испытывать при этом и физический дискомфорт. Лучше вместо того, чтобы пытаться скрыть эмоцию, переоценить ее одним из приведенных ранее приемов.
Таким образом, мы рассмотрели несколько важнейших врагов эффективности, которые особенно досаждают именно в непростые моменты. С другой стороны, есть мощные ресурсы, которые могут сильно помочь нам в самой непростой ситуации:
Поддержка близких, друзей, коллег особенно при условии того, что мы готовы делиться и обсуждать с ними наши опасения и эмоции.
Расстановка четких приоритетов на свежую голову и дальнейшая работа по ним.
Постоянный интерес к новому в любых безопасных сферах.
Юмор, самоирония, комедии и оптимизм.
Участие в настоящей благотворительности и помощи другим людям (особенно личная помощь, когда мы видим лично тех, кому помогаем).
Соревнование с самим собой в сфере достижения лучших, по сравнению с прошлым, результатов в любых сферах.
Время с близкими людьми и животными.
Спорт и активный образ жизни в сочетании со свежим воздухом, нормальным сном и качественным питанием.
В заключение приведу несколько примеров фильмов, которые лично мне помогали более позитивно посмотреть на ситуацию: «Жизнь прекрасна», «Побег из Шоушенка», «Форест Гамп», «Достучаться до небес», «Запах женщины», «Пока не сыграл в ящик», «Амели», «Самолетом, поездом, автомобилем», «Продавец», «День сурка».
Я понимаю, что в рамках небольшой колонки сложно рассказать обо всех нюансах, но уверен, что будут те, кому идеи или приемы помогут более эффективно достигать своих целей и получать большее наслаждение от жизни.
Роман Васильев, директор «МАРКС – маркетинг и консалтинг», член Гильдии маркетологов, председатель Маркетингового клуба Самары. Родился в 1976 году. Женат, четверо детей. Образование: Самарский Государственный Аэрокосмический Университет (специальность «Экономика и управление»). Преподавал в СГЭУ и МИР в системе дополнительного образования по маркетингу. Имеет 20-летний опыт в продажах и их организации, 15 лет – в реализации и выстраивании маркетинга, более 12 лет проведения маркетинговых и социологических исследований, девять лет в управленческом и кадровом консалтинге. Более 100 российских компаний воспользовались его помощью.
Роман ВАСИЛЬЕВ, директор КГ «МАРКС - Маркетинг и консалтинг»