Теперь семейные граждане не смогут брать кредиты без согласия одного из супругов. Депутаты Госдумы подготовили соответствующий законопроект. По мнению законотворцев, это оградит семьи от неурядиц, связанных с разделом кредитных обязательств, а также позволит предотвратить кризис неплатежей. Эксперты говорят о сложном применении закона на практике. Кроме того, чаще всего кредиты берут на подарки, а теперь одному из супругов сделать сюрприз будет сложнее.
При низкой финансовой грамотности российского населения и редком применении брачного договора запрет на то, чтобы один из супругов брал кредит без согласия другого, является оправданным, считают авторы законодательной инициативы.
«Классическая ситуация: муж берет кредит на крупную покупку, к примеру автомобиль, при этом не сообщая жене об этом, а в случае аварии оказывается, что расплачиваться придется всей семье в целом. И такая ситуация является нонсенсом», – прокомментировал инициативу одному из федеральных СМИ депутат Госдумы Олег Михеев.
Сейчас депутат предлагает внести соответствующие поправки в Семейный кодекс. «Необходимо определить особый порядок ответственности по кредитным обязательствам. И для этого необходимо заключать брачный договор. Однако в России эта практика не столь распространена, как в Европе, и к ней прибегают не более 4-5% пар. Если кредит взял один из супругов на собственные мелкие нужды, то при разводе такой долг может быть расценен как имущество одного из супругов», – пояснил депутат.
Законодатели отмечают, что принятие этого законопроекта позволит предотвратить кризис неплатежей.
Проблема закредитованности в стране сегодня и вправду стоит очень остро.
Стоит отметить, что Самарская область является лидером по объему просроченной задолженности в Приволжском федеральном округе, на втором месте Республика Татарстан, на третьем – Республика Башкортостан.
Как сообщили Dengi63 в «Сейквойя Кредит Консодидейшн», по состоянию на 1 февраля 2014 года объем просроченной задолженности по кредитам в Самарской области составил 11,4 млрд рублей против 9,2 млрд рублей год назад. Таким образом, за год сумма просрочки составила 23,9%.
Общий объем просроченной задолженности в ПФО – 79,3 млрд рублей (рост за год 43,9%).
Эксперты считают, что такой закон тяжело осуществить технически.
«Ведь потребуется появление обоих супругов в момент подписания кредитного договора, а это не так удобно клиентам. Более того, кредитная карта, например, все равно закрепляется за одним человеком, и только он имеет право ее использовать. Более того, в случае необходимости один из супругов будет обращаться в микрофинансовые компании, если захочет скрыть какие-либо траты. А проценты там еще выше – в итоге это приведет к ухудшению финансового состояния семьи. При этом многие кредиты берутся на подарки – а теперь нельзя будет сделать неожиданный подарок без того, чтобы не получить согласие супруга на кредит», – говорит аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин.
По словам эксперта, действительно, часто возникают случаи, когда один из супругов набирает множество кредитов, а выплачивать приходится вдвоем. Однако с точки зрения работы с рисками в первую очередь должны быть внимательными сами банки: не выдавать кредит людям с плохой кредитной историей, либо у которых кредитная нагрузка уже запредельная.
«На мой взгляд, это правило было бы логичным при таком кредите, как жилищная ипотека. Этот продукт требует определенной финансовой готовности, и его использование является серьезным решением для семьи. Здесь участие обоих супругов в принятии решения о кредитовании стало бы правильным», – отметил Михаил Кузьмин.
По словам руководителя направления анализа кредитных рисков и процессов одобрения Банка Хоум Кредит Александра Полякова, обычно супруги в семье договариваются о кредитах, поэтому однозначно сказать, принесет ли инициатива какой-то эффект сложно.
«Более того, как это проверять, что оба супруга дали согласие? Обременять клиента дополнительной справкой, которую можно условно написать самому - это не имеет смысла. Что будет более разумным – это проверять наличие кредитов у супруга/супруги в бюро кредитных историй, стоит работать в этом направлении», – считает эксперт.