Центробанк разрешил банкам отказывать клиентам в обслуживании, если идентификация клиента через базу ФМС не подтверждает действующий статус его паспорта. Соответствующее разъяснение банки получили от директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка Юрия Полупанова, пишет газета «Известия».
В письме говорится, что если при запросе о действительности паспорта физлица кредитная организация получает ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится», банк вправе отказать клиенту в обслуживании и проведении операций – до момента официального подтверждения статуса паспорта. Если же банк получил ответ о том, что паспорт гражданина недействителен, он должен отказать клиенту в обслуживании и проведении операций. Письмо Полупанова было направлено в Ассоциацию российских банков (АРБ). Банки должны в обязательном порядке проверять паспорта граждан при приеме их на обслуживание с марта 2014 года – в соответствии с указанием ЦБ.
Мартовское указание ЦБ изменяет положение Банка России от 19 августа 2004 года «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Теперь банки должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты (на сумму свыше 15 тыс. рублей) и денежные переводы (на сумму свыше 15 тыс. рублей).
«Для проверки паспортов граждан банки должны использовать информационный сервис на сайте ФМС», – говорится в указании. Для того чтобы установить, действителен ли документ, необходимо ввести серию и номер паспорта. ЦБ также разрешил банкам наладить получение информации о паспортах через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).