Можно ли заинтересовать ребенка овощами из полимерной глины? Алла Ковалик доказывает, что можно. В своей мастерской «Морковки из духовки» она создает максимально правдоподобные и детализированные игрушечные овощи, которые расходятся как горячие пирожки.
То, что начиналось как способ скрасить время в декретном отпуске, превратилось в источник заработка. В сентябре Алла отметит двухлетний юбилей своего стартапа. Мама-предприниматель рассказала нам о том, как дети вдохновили ее на создание необычного бизнеса, и о своих наполеоновских планах.
Полимерная глина — пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол) и моделирования. Затвердевает при нагревании до 100–130 градусов.
«Я решила, что сама смогу сделать дешевле и лучше»
— Чем вы занимались до того, как открыли «Морковки из духовки»?
— Я окончила Самарский государственный технический университет. У меня два высших образования: в сфере взрывчатых веществ и в сфере проектирования нефтяных сооружений. Сразу после института я поступила на работу в Самарский проектный институт. Там я отработала 7 лет. Потом я ушла в декретный отпуск. За это время мой работодатель обанкротился, и я осталась безработной. Тогда я решила искать себя.
— Как появилась идея для создания бизнеса?
— Однажды я захотела купить своим детям такие игрушечные овощи. Но они оказались очень дорогими. Я решила, что сама смогу сделать и дешевле, и лучше. Конечно, просто так у меня самой не получилось. Пришлось покупать обучающий онлайн-курс. Первым овощем, который я сделала, была морковка. Отсюда и название моего бизнеса: «Морковки из духовки». Хотя сейчас я понимаю, что над названием надо поработать.
Моим детям игрушки понравились. Когда ко мне приходили подружки со своими детьми, им тоже нравилось. Началось: «Сделай нам! Сделай нам!». И если своим близким я делала даром, то потом ко мне стали обращаться друзья друзей моих друзей, и им я уже начала делать за деньги. Я решила, что из этого можно сделать бизнес.
— Какие были юридические тонкости оформления бизнеса?
— Сначала я оформила самозанятость. Поскольку я работала на дому, издержки производства были небольшие. Я не тратилась на аренду помещения, на проезд, на обеды. Покупку материалов я отбивала. Работала, когда дети засыпали, то есть с 21:00, и пока глаза не начинали слипаться.
Потом я решила, что пора расти. Для этого, естественно, нужны документы. Чтобы изготавливать и продавать детские игрушки, нужен сертификат безопасности. Для получения сертификата мне пришлось зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. В июле 2021 года я арендовала комнату в офисном центре под мастерскую.
Чтобы получить сертификат, я отправила в лабораторию образцы своей продукции. Всё это стоило денег, но пока что документ не получила. Когда он наконец-то придет, я получу официальное право создавать игрушки для детей от 3 лет. Можно будет масштабироваться.
— Вы сами искали всю эту информацию?
— Да. Существует множество организаций по сертификации. Но изначально меня просветили, когда я участвовала в конкурсе «Мама-предприниматель» в 2020 году. Я тогда выиграла грант 100 тысяч. Так вот, когда я защищала свой проект, руководитель департамента развития бизнеса Лариса Николаевна Названова сообщила, что для моего бизнеса нужен сертификат безопасности.
— Какие сложности возникали в процессе?
— На первых этапах были сложности с покупкой материалов. То есть если у меня внезапно закончится глина, я не могу забежать в соседний магазин. Приходится заказывать из Москвы.
«Мне уже поступил заказ из-за границы»
— Расскажите про свой ассортимент.
— Я делаю более 100 видов овощей, фруктов, ягод, грибов и продуктов питания для кукол (пончики, бутерброды, яичница, арбузы в разрезе). Я обжигаю их в обычном духовом шкафу, который могу переносить из дома в мастерскую, в пакете для запекания. К тому же я разработала две развивающие игры в карточках для своих овощей. Идею придумала я, а воплотила ее художница Мария Дьяконова — она создает детские книжки. Я нашла ее через Instagram. У нас с ней уже постоянное сотрудничество. Также есть столярная мастерская, которая делает мне огородики для моих овощей. Сначала я упаковывала свои товары в простой мешочек. Сейчас я подготовила для экспертизы специальную тару. Но без сертификата я не могу ее использовать.
— А сколько стоит ваша продукция?
— Сначала я продавала свои игрушки по 40 рублей за штучку, сейчас — от 100 рублей за штучку. Мой самый дорогой товар — это карточки вместе с комплектом фигурок — стоит от 2 600 до 3 500.
— Вы делаете овощи на заказ?
— Да, в наличии у меня сейчас немного готовой продукции. Товары я отправляю почтой, но некоторые клиенты сами приезжают. Кстати, недавно мне поступил заказ из Германии. В месяц я сдаю от 5 до 10 заказов.
— Кто ваши клиенты?
— Это такие же мамы с детьми-дошколятами, как я. Но также я принимаю заказы от педагогов дошкольного образования и логопедов. Они заказывают мои игрушки для своих занятий, например, для составления ритмических рядов. Есть люди, которые собирают из моих овощей коллекции, а одна девушка заказала мои игрушки для декора кашпо.
— Как вы продвигаете свой товар?
— В основном через Instagram. Плюс я подписана на многих самарских блогеров, которые интересны моей целевой аудитории. Они тоже рекламируют меня. Плюс я просто рассказываю другим мамам, чем я занимаюсь, когда отвожу детей в садик и на детскую площадку. У нас в Самаре очень хорошо развито сарафанное радио. Меня уже узнают на некоторых мероприятиях.
С продвижением помогает областное Министерство экономического развития. У них есть своя онлайн-витрина наподобие Ozon или Wildberries. Они организуют ярмарки с бесплатным участием, предоставляют бесплатную типографию: печать визиток, наклеек и этикеток. Мне помогли создать собственный сайт, но я еще не запустила его — жду сертификат. Потом я планирую подать документы на знак «Самарский продукт» и зарегистрировать свою марку.
Я постоянный участник семейного фестиваля «Мама рядом». Еще я выиграла кейс поддержки для самозанятых, куда входила фотосессия и создание рекламного видеоролика. Кроме того, я выставляю свои игрушки на «Юле» и Avito.
«Хочу выйти на потоковое производство»
— Есть ли в этом деле конкуренция?
— Конечно. У меня много конкурентов. В основном это такие же мамы в декрете. Для лепщиц из полимерной глины есть даже свой чат в WhatsApp. Там общаются женщины со всей России. Это закрытый чат, в него приглашают после прохождения обучающих курсов.
— Сколько вам приносят «Морковки…»?
— Первый набор я продала месяца через три после того, как закончила обучение, и окупила приобретение материалов и инструментов. Через год я вышла на средний доход где-то 8 тысяч в месяц. Зимой-весной 2021 года я вышла на 10–15 тысяч в месяц. Но всё варьируется в зависимости от сезона. В новогоднюю пору у меня был доход 20 тысяч.
— Вы задействовали семейный бюджет при создании дела?
— Поначалу я брала средства из семейного бюджета. Потом я вышла из этого, всё окупалось само. Грант тоже помог. Но сейчас мой бизнес проходит стадию, когда надо потерпеть, чтобы дальше дело пошло в гору. На оформление сертификата, аренду мастерской и прочее ушло более 150 тысяч. Пришлось снова влезть в семейную копилку. И поэтому часть прибыли уходит на восполнение, я считаю, надо разделять семью и бизнес.
— У вас есть дополнительный источник дохода?
— После выхода из декрета я полностью посвятила себя этому делу. Когда я выработала свой стиль, свою методику, я сняла собственный мастер-класс. Он есть в моем «Инстаграме» в закрытом профиле с платным доступом. Стоимость 350 рублей. Я не могу похвастаться тысячами просмотров, но 10 мастер-классов я продала, затраты на них окупились.
— Вы занимаетесь повышением квалификации?
— В период карантина я изучила очень много информации по самозанятости, маркетингу, продвижению социальных сетей. Всю эту информацию Министерство экономического развития предоставило мне бесплатно на сайте mybiz63. К сожалению, я не проходила полноценных курсов по ведению бизнеса. Если будет что-то подобное, я побегу записываться в первых рядах.
— Какие у вас планы по развитию своего дела?
— Сейчас я стремлюсь к системности: составлять планы по закупке материалов, выдерживать график. Раньше я работала каждую свободную минутку. Потом я стала разделять семью и бизнес. Работаю в своей мастерской с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. Но недавно мои дети болели и не ходили в садик. Пришлось вернуться к работе на дому. В отпуск ухожу одновременно с мужем.
В планах — развивать потоковое производство, нанять несколько мастеров и открыть свой магазинчик. Но это будет еще не скоро. Я ведь никогда не работала в управлении. А мне нужно будет найти людей, обучить их, создать им условия, организовать охрану труда и бухгалтерию. Так что пока буду набираться знаний.