RU63
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Самаре
Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

5 м/c,

южн.

768мм 84%
Подробнее
2 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Бизнес Трамваи отдадут частникам подробности Запустил коммерческий трамвай: что еще известно об инвесторе для самарского ТТУ

Запустил коммерческий трамвай: что еще известно об инвесторе для самарского ТТУ

Мы изучили опыт работы компании в других регионах

Договор с бизнесменами — свет в конце тоннеля или путь в никуда?

Общественный транспорт Самары заинтересовал частный бизнес. Скоро власти могут заключить концессионное соглашение с ООО «Мовиста Регионы Самара» на развитие трамвайного хозяйства. Рассказываем, что известно об этой компании.

Зачем нужна концессия?

О возможности привлечения бизнеса к сфере общественного транспорта заявила мэр Самары Елена Лапушкина. По ее словам, это необходимо для обновления парка МП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ). По подсчетам чиновников, большая часть подвижного состава находится в изношенном состоянии. По самым скромным данным, из почти 400 трамвайных вагонов в замене нуждается около 250. И, как пояснила глава областной столицы, бюджет не сможет справиться с таким масштабным обновлением:

— Стоимость одного трамвая — 70 миллионов рублей в сегодняшних ценах. Это колоссальная сумма. Городской бюджет единовременно, конечно, не может себе позволить закупить полностью новый парк трамваев. Мы занимаемся капремонтом. Уже три трамвая отправили на капитальный ремонт. Ремонт одного трамвая стоит 43 миллиона рублей. В итоге мы получим практически новый трамвай: абсолютно отремонтированный салон с видеонаблюдением, кондиционированием, с новыми пассажирскими сидениями, с новым водительским местом. Ну прям современный абсолютно, практически новый трамвай. Тем не менее это тоже достаточно серьезные деньги. Поэтому сейчас мы рассматриваем возможность участия в концессии, чтобы нам постепенно обновлять подвижной состав трамваев, — рассказала Елена Лапушкина.

Средний возраст самарских трамваев — 35 лет

И, как стало известно 63.RU, предложение о концессионном соглашении власти Самары уже получили. Потенциальным концессионером стало ООО «Мовиста Регионы Самара».

Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Он пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.

Что это за фирма

По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Мовиста Регионы Самара» зарегистрировано в Москве в апреле 2022 года. Основной и единственный профиль указан как «деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозка пассажиров в городском и пригородном сообщении».

Генеральным директором числится Николай Петров. Бизнесмен с такими же ФИО, по данным «Контур.Фокуса», был связан еще с одной конторой, занятой в сфере общественного транспорта. Речь идет об ООО «Городские концессии». Эта фирма работает в Санкт-Петербурге, и Николай Петров возглавлял ее с 2020 года, но уже в 2021 году на его место пришел Евгений Воронин.

Любопытно, что ранее «Мовиста Регионы Самара» называлась «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск». В этом регионе, по данным СМИ, представители бизнеса планировали приобрести электробусы. В октябре 2022 года чиновники и коммерсанты смогли договориться. Однако через месяц власти поменяли свое решение.

Судя по всему, после неудачи на Сахалине представители «Мовисты» решили переключиться на другой регион.

Конечными владельцами самарской «Мовисты» выступают:

  • АО «Новая Трамвайная Инфраструктура» (около 50%);

  • Дмитрий Комиссаров (около 10,96%);

  • Андрей Бокарев (около 10%);

  • Искандар Махмудов (около 9,9%);

  • Кирилл Липа (около 8,75%);

  • Данияр Камилов (около 5,01%);

  • Алексей Лебедев и Алексей Белинский (по 1,87%);

  • Михаил Хромов (около 1,25%);

  • Наталия Петрова (около 0,29%).

Известно, что «Мовиста Регионы Самара» является дочерней структурой «Мовиста Регионы». По данным «Контур.Фокуса», аналогичные юрлица зарегистрированы в Твери, Волгограде, Ярославле, Краноярске, Перми, Липецке, Курске и Екатеринбурге. В Верхней Пышме (Свердловская область) действует еще одна дочерняя фирма — «Верхнепышимский трамвай».

При этом недавно компания оказалась в эпицентре крупного коррупционного скандала. Весной 2023 года по подозрению во взятке арестовали генерального директора «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Причем коммерсанта задержали в Москве, а его уголовное дело связано возможными коррупционными схемами в Ярославле.

Вместе с Александром Советниковым под подозрение попала экс-директор департамента транспорта Ярославля Татьяна Черемных

Также «Мовисте» не во всех городах удалось договориться с местными властями. Например, в августе 2023 года Контрольно-счетная палата Красноярска раскритиковала проект соглашения властей с бизнесменами. Скандал также гремел в Курске (там компания собиралась потратить 12 миллиардов рублей на ремонт трамвайного хозяйства). Примерно такие же планы у компании были на трамвайную сеть в Липецке.

Похожая история произошла и в Волгограде. С 2021 года местные чиновники рассматривали возможность соглашения с московскими бизнесменами, но затем передумали. А зимой 2022 года местный электротранспорт передали АО «Волгоградоблэлектро». Однако к реализации соглашения приступили только весной.

Что предлагает инвестор для Самары

По предварительной информации, возможное соглашение с «Мовиста Регионы Самара» рассчитано на три года. За это время инвестору предстоит сделать большой объем работы. И реализация концессии разбита на три этапа:

  1. На I и II этапах — проектирование и реконструкция 1-го километра пути в течение года.

  2. На III этапе же предусмотрено строительство 9,5 км трамвайных путей; реконструкция 18,5 км путей и одного перекрестка; строительство тяговой подстанции и ремонт уже существующей, а также поставка 45 трамваев. Весь этот объем работ также планируют провести в течение года.

За несколько лет в Самаре хотят обновить больше 20 км путей

— Соглашение позволит привлечь дополнительные средства в транспортную отрасль, модернизировать инфраструктуру горэлектротранспорта и закупить новые трамваи. Это положительно скажется на качестве транспортного обслуживания Самары, — считают в администрации города.

При этом, как пояснили чиновники, со стороны потенциального концессионера предусматривается только поставка новых вагонов и строительство или реконструкция имущества. Перевозками же по-прежнему будет заниматься муниципальное предприятие — «Трамвайно-троллейбусное управление».

Однако пока, как заявили в мэрии, окончательного решения о концессии не принято. Сторонам еще предстоит обсудить детали, которые касаются объема работ и условий.

Работа в других городах

Дочерние компании «Мовисты» уже несколько лет работают в других городах России. Например, в 2021 году власти Свердловской области заключили соглашение с «Верхнепышимским трамваем». По условиям договора, бизнесмены строят депо в Верхней Пышме и закупают 11 скоростных трамваев. С 2022 года они курсируют между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Вложения в проект составили 1,8 миллиарда рублей.

При этом по договоренностям между чиновниками и коммерсантами, в течение 10 лет «Мовиста» будет осуществлять перевозку пассажиров. Маршрут получил номер 333. Причем в пределах одного города (Екатеринбург или Верхняя Пышма) поездка обходится пассажирам от 23 до 40,5 рубля. Но, как утверждают представители коммерческого перевозчика, такая цена связана с недавним повышением тарифов в общественном транспорте.

Свердловские «Львята» работают уже год

Еще одним регионом, где власти заключили договор с «Мовистой», стала Пермь. Контракт рассчитан до 2025 года. За это время бизнесмены должны реконструировать 33 километра трамвайных путей и контактной сети, 7 электроподстанций и трамвайное депо, а также приобрести 44 новых трамвая.

Проект оценили в 27 миллиардов рублей. Предполагается, что инвестору будут возвращаться эти деньги в течение 20 лет из бюджетов Перми и Пермского края. Причем первый взнос «Мовиста» получила с помощью федерального гранта.

При этом не исключено, что бизнесмены смогут получить возможность стать перевозчиками наравне с существующими муниципальными. То есть в этом случае повторится сценарий Екатеринбурга.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
49
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления