Бизнес Х5 совершит «Покупочку»

Х5 совершит «Покупочку»

Известный ритейлер X5 Retail Group согласовывает сделку по покупке сети магазинов «Покупочка» в Самаре и Волгограде. По оценкам экспертов, сделка может стать выгодной для жителей региона, так как цены в федеральных сетях, как правило, ниже, чем в местных.

X5 Retail Group подала заявку в ФАС России на согласование сделки с ООО «Агроторг Самара» (до 2011 года франчайзи магазинов «Пятерочка») по покупке региональной сети магазинов «Покупочка».

ООО «Агроторг Самара» было основано в 2004 году. До конца 2011 года осуществляла свою деятельность под брендом «Пятерочка» по договору коммерческой концессии с компанией Х5 Retail Group. В декабре 2011 года компания «Агроторг Самара» провела ребрендинг. С этого момента магазины сети стали носить название «Покупочка». «Покупочка» – региональная сеть универсамов формата дискаунтер, работающая на территории Самарской области. В Самаре и Тольятти насчитывает более 123 магазинов.

Как сообщил начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов,в настоящее время переговоры с собственником актива находятся на начальном этапе переговоров.

В Х5 шаг по покупке сети магазинов регионального ритейлера объясняют желанием развивать бизнес. «Органический рост остается нашим приоритетом, однако мы будем рассматривать возможности по приобретениям, которые создают стоимость для бизнеса, соответствуют стратегии компании, ее управленческим и финансовым возможностям, а также не оказывают негативного влияния на программу трансформации», – говорит господин Русанов.

Отметим, что в настоящее время «Агроторг Самара» принадлежит примерно 300 магазинов экономкласса, которые почти равномерно распределены между Волгоградом и Самарой.

После покупки они будут ребрендированы в магазины «Пятерочка».

В настоящее время в Волгограде нет магазинов «Пятерочка», в Самаре их 160 (по состоянию на конец 1 квартала 2014 года. – Прим. авт.).

Комментировать детали предстоящей сделки в Х5 не стали. В ООО «Агроторг Самара» также отказались прокомментировать этот вопрос.

Эксперты назвали шаг Х5 по покупке региональной сети логичным. «Учитывая специфику модели бизнеса, группа Х5, безусловно, заинтересована в динамичном расширении валовых показателей за счет дальнейшего расширения экспансии на региональных рынках. В том числе важной стратегической целью для компании выступает усиление позиций в Поволжье. Сделки M&A позволяют наиболее оптимально решать задачи быстрого увеличения рыночной доли, формирования позитивного эффекта масштаба, сокращения издержек и повышения операционных и финансовых показателей. В этом контексте поглощение крупных локальных лидеров выступает целесообразной стратегией. Тем более что Х5 довольно давно рассматривала возможность выкупа бизнеса своего бывшего франчайзи и, видимо, располагает качественным аудитом сети, а также сможет быстро и продуктивно интегрировать новые магазины в структуру группы, что добавляет ценности сделки и предполагает ее быструю окупаемость», – говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

«По нашим оценкам, Х5 Retail Group совершает эту сделку, чтобы сократить разрыв по объему годового оборота перед своим основным конкурентом – сетью «Магнит», – отметил аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.

По его оценкам, формат приобретаемых 346 супермаркетов «Покупочка» сопоставим с форматом «Пятерочек», принадлежащих Х5. По площади магазины «Пятерочка» занимают 365 кв. м, «Покупочка» – 350 кв. м.

По примерным оценкам экспертов, стоимость подобной сделки может составить около 5-5,5 млрд руб.

Выход на новый рынок, безусловно, позитивно отразится на обороте компании Х5 Retail Group, считают аналитики. «Однако, учитывая, что ВРП Самарской и Волгоградской областей значительно ниже, чем по РФ в целом (у одного магазина «Покупочка» выручка в год в среднем составляет 46 млн рублей, у «Пятерочки» – 90 млн рублей в год), то на первоначальном этапе сделка не даст сильного преимущества Х5. Но в дальнейшем, благодаря раскрученному бренду и опыту, Х5 может в разы повысить эффективность существующих магазинов», – отметил Роман Гринченко.

По словам Максима Клягина, предстоящая сделка может оказаться выгодной и для жителей региона, цены в федеральных сетях ниже, чем в местных. «Ценовая политика крупных федеральных сетей, как правило, более сбалансирована в первую очередь за счет масштаба и снижения затрат», – говорит он.

По оценкам экспертов рынка ритейла, в дальнейшем тенденция наращивания федеральными игроками своего присутствия на рынке регионального ритейла за счет приобретения местных игроков продолжится.

Во-первых, для дальнейшего развития федеральным сетям необходимы выгодные торговые площади, которые в настоящее время найти становится все сложнее. Основной путь развития для большинства – поглощение уже существующих игроков.

Во-вторых, региональным игрокам и небольшим компаниям сегодня достаточно сложно выжить на рынке ритейла. Крупные федеральные сети имеют существенные конкурентные преимущества, в частности, они могут завоевывать свою долю рынка за счет низкой ценовой политики, промоакций, рекламы. Это позволяет им снижать цены на закупку, а также снижать издержки, например, за испорченный товар, так как они могут более тщательно контролировать цепочку доставок.

Кроме того, в России доля торговых сетей еще достаточно низкая – порядка 21% по, данным Росстат, в то время как в развитых странах она составляет 70-80%.

«С учетом дефицита мест для открытия новых магазинов, я думаю, число сделок с региональными игроками будет расти. Впрочем, уже сейчас некрупные игроки, понимая свою выгоду в плане расположения торговых точек, завышают цены при продаже своих сетей. Поэтому в дальнейшем вопрос будет стоять в том, на какие условия федеральные сети будут готовый пойти ради выхода на новые рынки, и насколько быстро стороны смогут найти компромисс относительно цены», – отметил Роман Гринченко.

Фото: Фото с сайта Samaralife.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления