20 августа вторник
СЕЙЧАС +26°С

«Мы живем на курорте!»: экс-глава департамента туризма Михаил Мальцев о Самаре

Почему город до сих пор не заполонили толпы иностранцев?

Поделиться

Михаил Мальцев курировал туризм в Самарской области на протяжении 10 лет

Фото: Роман Данилкин

Самара опустела после чемпионата мира по футболу. Но как же зазвать туристов? На эту тему мы поговорили с бывшим руководителем департамента туризма Самарской области Михаилом Мальцевым.

Михаил Мальцев встречает нас на своем новом месте работы. После 10 лет на госслужбе он решил уйти в бизнес. Сейчас является генеральным менеджером отеля «7 Авеню». Бывший чиновник признается, что еще не привык к смене статуса, но доволен тем, в каком направлении пошло развитие его карьеры.

— Как вы чувствуете себя в новой должности? Это проще или тяжелее, чем быть чиновником?

Честно говоря, я всегда думал, что государственная служба для меня — это временно

Михаил Мальцев, экс-глава департамента туризма Самарской области

— До этого работал в туристической отрасли, розничной торговле, коммерческой недвижимости, рекламном бизнесе. Интересы были разноплановые, профессиональные навыки — тоже. И все они пригодились мне, когда я работал в департаменте. Ведь туризм включает в себя разноплановые вещи — это организация туристических маршрутов, транспортная логистика, размещение в отелях, экскурсионная деятельность, маркетинг и продвижение региона. Отчасти поэтому 10 лет для меня пролетели незаметно. Огромную роль сыграла подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. Очень хотелось закончить этот масштабный проект!

«10 лет для меня пролетели незаметно»

«10 лет для меня пролетели незаметно»

Новая работа, конечно, отличается от старой, хоть и сфера одна. Динамика совершенно другая: много вопросов, которые нужно решить здесь и сейчас, много работы с десятками, сотнями людей. На госслужбе же — стратегическое планирование и государственные программы на несколько лет вперед. В любом случае это был уникальный опыт работы с масштабными проектами.

— Во время ЧМ по футболу в Самаре были толпы туристов. Какие уроки вы для себя извлекли? Как думаете, теперь в Самару не стыдно звать туристов?

— Самара и область приняли мундиаль на хорошем уровне. Это говорит о том, что наш регион может организовать события любого уровня. Тем более что все, кто был причастен к ЧМ, получили колоссальный опыт. 

Теперь точно не стыдно приглашать туристов

Михаил Мальцев, экс-глава департамента туризма Самарской области

Есть 17 000 номеров гостиниц, транспортная инфраструктура международного уровня, красивый центр города, отличные рестораны, уникальный волжский пляж и набережная. Туристам на несколько дней  развлечений, экскурсий и дегустаций точно хватит. Главное, чтобы они об этом узнали.

За время работы руководителем департамента туризма увидел много российских регионов и с уверенностью могу сказать, что у Самарской области есть серьезные преимущества и возможность реализовать туристский потенциал. Знаете, после мундиаля я наткнулся на отзыв: «Очнитесь, вы живете на курорте и сами этого не понимаете». На 100 процентов с этим согласен.

«Туристам надо рассказать о Самаре»

«Туристам надо рассказать о Самаре»

— И что же выделяет нас среди соседей?

— Основной актив Самары — это набережная с благоустроенной пляжной зоной. Не во всех волжских городах такое есть. Потенциал показывает даже то, что летом увеличивается объем аренды квартир в центре, рядом с Волгой. Люди просто приезжают сюда, чтобы гулять по городу, купаться, загорать. Однозначно курортная тема. И ее необходимо дальше развивать. 

Нужно делать больше пляжной и курортной инфраструктуры, насыщать город событиями, давать туристам и горожанам те развлечения, которые им интересны

Михаил Мальцев, экс-глава департамента туризма Самарской области

Сделать пешеходную улицу Куйбышева — отличное решение. Если рестораны откроют летние веранды — улица будет по-настоящему востребованной и туристической.

Самару выделяет история. Например, в 2022 году будет столетие с момента образования СССР. Запасная столица СССР могла бы стать центром притяжения туристов со всего мира. Открытие еще одного бункера Калинина для туристов стало бы событием.

По мнению Мальцева, бункеры — самарская фишка

По мнению Мальцева, бункеры — самарская фишка

Еще один уникальный ресурс — «Самарская Лука». Такого нет нигде в России, чтобы напротив города-миллионника, через реку, был национальный парк и заповедник. Сейчас «Самарскую Луку» посещают до трех миллионов человек. Но официально приобретают путевки порядка 200 тысяч человек. Чтобы управлять этим туристическим потоком, нужно развивать сервисную инфраструктуру, экологические тропы.

Есть хорошие примеры реализованных проектов: «Красная поляна» и «Роза хутор» в Сочи — одни из самых массово посещаемых горнолыжных курортов в зимний и летний периоды. Современная туристская инфраструктура в окружении Сочинского национального парка и заповедника создает взаимовыгодное партнерство.

— Но Самара, как вы уже говорили, готова к приему большого количества туристов. Почему же так мало людей к нам приезжают?

— Всё очевидно. Чтобы гости приехали, их нужно позвать. И это не решится само по себе или за счет компаний, которые занимаются туристическим или гостиничным бизнесом. Нужно предусмотреть деньги в городском и областном бюджетах.

«Самаре нужна реклама»

«Самаре нужна реклама»

Казань, Москва, Санкт-Петербург активно вкладываются в рекламу городов. Поэтому они и заметнее. Поэтому туда едут туристы. Для сравнения маркетинговый бюджет гостиницы, которой управляю, примерно 10% от объема услуг. Бюджет на продвижение региона — примерно 0,01% от объема туристских, гостиничных и санаторных услуг.

Но при этом нужно рассказать, зачем приезжать в Самару, что здесь можно увидеть, сделать. А мероприятий пока немного. Был чемпионат — было всё понятно. Сейчас нужны новые знаковые мероприятия, постоянный календарь событий. Необходимо проводить в выходные фестивали. В свое время «Рок над Волгой» был хедлайнером. Он привлекал внимание к Самаре. 

«Рок над Волгой» нужно возрождать, но уже в несколько ином виде. Например, сделать платный вход, чтобы вывести мероприятие на самоокупаемость

Михаил Мальцев, экс-глава департамента туризма Самарской области

Для туристского бизнеса важна стабильность проведения мероприятия. Хороший пример — фестиваль «Сызранский помидор». Он проходит каждый год в одно и то же время. Туркомпании делают под него специальные туры. Они начинают создавать туры и продавать их за несколько месяцев до события. Помимо посещения самого фестиваля, туркомпании предлагают побывать на экскурсиях в Рачейских Альпах, Новокашпире, всего порядка 10 разнообразных экскурсий. 

В Самарской области проходит много разнообразных фестивалей и событий, но привлечь туристов на них сложно из-за переноса дат, отсутствия программы мероприятия.

«Фестивали нужно проводить постоянно, загружать летний период»

«Фестивали нужно проводить постоянно, загружать летний период»

Сейчас обсуждают хорошую идею — пивной фестиваль. Он правда может привлечь много туристов. Вспомните Октоберфест. Формат проверен временем. Нужно только его адаптировать к Самарской области.

Вот такие мероприятия нужно проводить постоянно, загружать летний период. Если бизнес будет понимать, когда и на что приедут туристы, он тоже вложится в продвижение региона. В этом есть прямая коммерческая заинтересованность. Остальные проблемы решатся сами собой. Будет поток туристов — будут отели развиваться, строить новые будут.

— Как же сейчас выживают все многочисленные гостиницы, которые появились в Самаре? 

— Сейчас в Самаре все отели в основном работают на деловой сегмент. Основная загрузка происходит с понедельника по пятницу. То есть заселяются те, кто приезжает в город по работе. В год — около 700 тысяч таких «туристов» на Самарскую область приходится. Для сравнения в Казани основной турпоток идет в выходные дни, в сезон отпусков.

Потенциал внутреннего туристического рынка значителен. Посмотрите, сколько жители нашего региона вкладывают в туристскую инфраструктуру Турции. В прошлом году там отдохнуло около 200 тысяч жителей. 

При среднем чеке в 30 тысяч рублей самарцы потратили около 6 миллиардов рублей. Это сравнимо с затратами на строительство трех пятизвездочных отелей

Михаил Мальцев, экс-глава департамента туризма Самарской области

Если грамотно подойти к вопросу, объединить ресурсы бизнеса и государства, можно сделать так, что турпоток с каждым годом будет расти. И, может, когда-нибудь столкнемся с тем, что желающих приехать в Самару будет больше, чем мы сможем принять. 

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
1 июл 2019 в 11:38

«Самарская Лука»- такого нет нигде в России" - и тут я впервые соглашусь, такого кошмара нет нигде! Горы мусора, самовольный захват охраняемых территорий, застройка частными курятниками. Ради чего туда везти обеспеченных туристов?
При чем везут туда туристов разные агенства, а мусор за туристами убирают местные жители и волонтеры.
Нужна ответственность приглашающих сторон за поведение туристов в охраняемых зонах.
Байкал уже собираются закрывать - ему столько туристов не нужно!
«Красная поляна» и «Роза хутор» в Сочи" - чиновник в курсе сумм инвестиций, которые были потрачены всякими Газпромами? Им же эти территории теперь и принадлежат.
В туризм не вложено ни копейки, а все туда же - "нужна популяризация". Зачем региону потом этот позор?
При чем здесь пивной фестиваль и Самара? У нас пиво осталось хорошее? Рыба водится в реке? Берега сплошь захвачены частниками - не подойти.

Гость
1 июл 2019 в 10:01

и что хорошего в Самаре? кроме пивзавода и набережной ничего нет , во сне приснилось?

1 июл 2019 в 08:34

После подобных интервью не остается сомнений, что наши чиновники живут в другой реальности. Странно, что ушел обратно в бизнес, видимо на старость уже накопил.