Происшествие в Крутых Ключах повергло в шок всю Самару. 26-летняя Светлана (имя изменено. — Прим. ред.) оставила двух своих сыновей в квартире одних на четыре дня. Когда вернулась, годовалый мальчик был уже мертв. Старший сын был истощен. Что стало причиной этого жуткого происшествия? Почему женщина оставила своих детей на такой долгий срок одних? И как получилось, что соседи не пришли на помощь детям? Публикуем всю известную информацию.
«Пристегнула младшего к креслу»
Микрорайон Крутые Ключи находится на окраине Самары. Здесь новая застройка — экономжильё. Поэтому люди в большинстве своем простые, из рабочего класса, много молодых семей. Но подобных жутких случаев здесь никогда не было. От сообщения следователей у жителей микрорайона, да и всего города был мороз по коже.
Светлана проживала с двумя детьми в обычной трехэтажке — в однокомнатной квартире. По словам источника 63.RU в правоохранительных органах, 9 августа она решила пойти погулять, а детей оставить дома. Младшего сына зафиксировала ремнями в стульчике для кормления. В тот момент он спал.
Квартиру Светлана закрыла на ключ. О своем уходе и планах никому не сообщила. Возможно, она и не хотела оставлять детей на такой большой срок, но что-то ее задержало.
— Последующие дни женщина распивала алкогольные напитки в компании своих знакомых. Вернулась домой утром 12 августа и нашла младшего сына мертвым. Но никому об этом не сообщила. Когда в обед семью пришла навестить бабушка, она увидела эту жуткую картину. Вызвала скорую помощь, полицию, — рассказал собеседник 63.RU.
Что это за мать?
Информация о Светлане неоднозначная. По словам правоохранителей, она нигде не работала. Вела асоциальный образ жизни. От кого родила сыновей, неизвестно. В документах в графе «отец» стоят прочерки. В соцсетях на аватарке женщины стоит фото, как она что-то пьет из горла стеклянной бутылки. Эмодзи-статус — изображение бокала вина с подписью «Лечится по-своему».
Но в то же время, по информации мэрии Самары, на учете семья не состояла. Жалоб или каких-то тревожных сообщений об обстановке в квартире, состоянии детей соцслужбы не получали.
У соседей также неоднозначное мнение о Светлане. Многие характеризуют ее как малообщительную и спокойную женщину.
— Мы сюда переехали 2,5 года назад. Она уже тут жила. Мы с ней пересекались в подъезде, да на детских площадках. Здоровались, но дружбы не было. Внешне и она, и дети всегда выглядели нормально. Но было заметно, что семья малоимущая. Зимой новорожденного сына возила не в зимней коляске, а демисезонной. Хоть и укутывала его одеяльцем, всё равно, наверно, было холодно. Я думала: «Нет финансовой возможности. И так молодец девчонка! Как-то крутится в декрете». На детской площадке старший обычно бегал, играл. Чистенький, опрятно одетый, в кепочке, в шортиках. Младший всегда лежал в коляске. Сама Света обычно сидела на лавочке, говорила по телефону. Но и старшего из виду не упускала. Говорила ему, что можно, что нельзя. А вот с младшим как-то особо не возилась. Да и оба мальчика спокойные, не кричали, не капризничали никогда. Не видела я ее пьяной с детьми, да и ненависти какой-то она к ним никогда не проявляла, — рассказала соседка Екатерина.
По ее словам, Светлана редко появлялась на улице с кем-то, кроме детей:
— Видела пару лет назад ее с подругой. Да один раз с молодым человеком — худощавый такой, внешне нормальный. После этого Света забеременела, родила младшего.
В квартире, где жила семья, были нормальные условия. Ничего особенного, но и не было грязи, беспорядка.
Впрочем, не у всех восприятие соседки было столь радужным.
— В том крыле квартиры сдают. И довольно часто там галдеж стоит. Я, бывало, и полицию вызывала, но потом перестала. Сказали мне: «Хочешь спокойной жить — живи». Я решила не ввязываться. Но как-то около квартиры, где эта семья проживала, видела пьяного мужчину — валялся прямо на полу. Правда, саму девушку в таком состоянии не наблюдала. Да мы с ней и не здоровались. Пару раз я ей говорила: «Привет!». А она мне как-то нахамила, грубо ответила. Я и перестала. На детей она тоже периодически кричала, могла и ударить. Вот недавно старший испачкался — она очень сильно его ругала. Младшенького как-то дергала вечно. Пап у малышей нет. Хотя как-то видела Светлану с мужчиной одним, — поделилась воспоминаниями жительница дома Надежда.
«Слышала, что дитё плачет, но мы стараемся не лезть друг к другу»
После сообщения о происшествии у многих возник вопрос: а почему соседи не пришли на помощь детям? Неужели они не слышали, как малыши плачут? Из разговоров с людьми стало понятно, что семьи в подъезде живут обособленно и стараются не вмешиваться в дела друг друга. По словам большинства жильцов, детского плача они не слышали, потому и тревогу не поднимали. Хотя несколько подозрительных моментов всё же заприметили.
— Я рано выхожу на работу, около четырех утра. Позавчера, получается, 11 августа, услышала, как дитё плачет. Звал так жалобно: «Мама, мама, мама....» Я удивилась, подумала, что в такое время дети должны спать. Но вызывать никого не стала. Мы стараемся не лезть друг к другу, — сказала соседка Надежда.
Соседи говорят, что Светлану видели в доме и около него 11 августа. И якобы у нее даже как-то время была открыта дверь.
— Я часто замечала, что дверь в эту квартиру не всегда была закрыта. Ну мусор, например, часов в 10–11 вечера идешь выбрасывать, а дверь у них приоткрыта. Я как-то не решалась зайти туда, спросить о причинах. Да и они втроем в однушке. Жарко, наверно, было. Вот и открывала, наверно, дверь, чтобы сквозняк создать, проветрить. В последний раз видела, что дверь в квартиру открыта как раз 11 августа. Но никаких других подозрительных вещей, которые бы насторожили, не заметила, — признаётся жительница дома Екатерина.
Кого накажут
В отношении нерадивой матери уже возбудили уголовное дело по факту убийства ребенка. Но не исключено, что будут и другие обвинения. Старший сын задержанной, по словам правоохранителей, был истощен. К счастью, медики, которые его осмотрели, пришли к выводу, что он находится в нормальном состоянии и госпитализация ему не требуется. Сейчас мальчик находится у бабушки.
Ожидается, что в скором времени суд рассмотрит ходатайство следователей об аресте Светланы. Скорее всего, во время следствия она будет находиться в СИЗО. Ей грозит от 8 до 12 лет лишения свободы. Однако перед судебным процессом женщине предстоит пройти психолого-психиатрическую экспертизу, чтобы специалисты оценили ее вменяемость. Результаты могут повлиять на исход дела.
«Поколение 90-х — варвары»
К сожалению, подобных случаев становится всё больше. В июне в Самаре 24-летняя женщина выбросила свою 3-летнюю дочь с 6-го этажа. Ночь перед этим она провела в ночном клубе. Эксперты считают, что это проблема целого поколения.
— Городская жизнь усиливает тенденцию безответственности, связанную с гедонизмом. Если говорить на уровне ПТУ, выглядит она так: я хочу получать наслаждение здесь и сейчас. Именно таких взглядов придерживается поколение 90-х годов. Они так воспитаны, что, кроме них, на свете ничего нет. Они — варвары, у них уверенность, что в мире у них есть только права. Таким мамам все обязаны дать работу, денег, а желательно денег без работы. Безответственный гедонизм внедрялся нам в 90-е как западный образ жизни, хотя на Западе такого нет. Но мамам этих мам транслировали именно так. И на поколение детей, рожденных в 90-е, это повлияло очень сильно. Их образ жизни — делать что хочу, здесь и сейчас, а завтра — хоть потоп. И мама, оставившая детей на 4 дня, наверное, не хотела угробить сыновей, а просто не подумала, что она за них отвечает, что они без нее погибнут. Городская среда такой эгоизм еще и усиливает. К сожалению, в этой тенденции нет великой неожиданности. То, что закладывалось в 90-е, сейчас и выстреливает. В СССР было не идеально, но чувство ответственности перехлестывало. Это не всегда работало, но всегда транслировалось, — считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.