Во вторник, 1 марта, в Ленинском районном суде продолжили рассмотрение уголовного дела в отношении начальника полиции Самары Вячеслава Хомских, которому вменяют получение взяток от представителей ОПГ «Законовские». Участники процесса заслушали показания приближенных к верхушке группировки. И они рассказали весьма интересные детали.
«Законовские», как предполагают силовики, начали свою деятельность в Самарской области в 1990-е годы. Группировка получила свое название в честь ее создателя и лидера Александра Законова. В сферу интересов группы, по мнению следователей, входили рынки, автомобильные стоянки, в 2000-х — компании ЖКХ и транспорта. После убийства Александра Законова лидером ОПГ стал его телохранитель и водитель Алексей Рыжов.
В 2016 году Рыжов умер, и во главе группы встал Сергей Гафуров. В 2018 году его осудили за нападение на самарского бизнесмена. Но потом отпустили по УДО. Сергей Гафуров давал показания в суде по делу Дмитрия Сазонова и вскоре после этого умер. Но оказалось, что он успел раскрыть еще одного своего «помощника», которого прозвали Хомой.
Показания Сергея Гафурова легли в основу уголовного дела в отношении начальника полиции Самары Вячеслава Хомских. Посмотрите их полностью. По версии следствия, высокопоставленный полицейский сотрудничал с «Законовскими» с 2011 по 2017 год, ежемесячно получая взятки в размере от 150 до 400 тысяч рублей, а взамен должен был помогать участникам группировки и активам избегать наказания за нарушения закона. По оценке правоохранителей, за счет работы на «Законовских» Хомских заработал более 22 миллионов рублей и получил в подарок автомобиль.
На заседании 1 марта в суде выступили люди, которых считают приближенными к верхушке группировки. Одним из первых свои показания озвучил директор ЧОП «Бой» Алексей Кушнарев.
— С «Законовскими» был знаком, причем лично с самим Александром Законовым. Много лет назад знакомые ребята, с которыми я служил, пригласили к нему на работу. В личную охрану. Я не знаю, были они ОПГ или нет. В СМИ говорят, что да. В зону контроля входил Кировский рынок. В 2004 году там был взрыв. И после этого случая я стал старшим охранником. В мои обязанности входил отбор людей. С остальными лидерами, Алексеем Рыжовым и Сергеем Гафуровым, также знаком по работе. Сам охранял их, — рассказал Алексей Кушнарев.
По словам свидетеля, лидеры «Законовских» не посвящали подчиненных в детали своей деятельности.
— Мы называли их «шефами». Они давали нам простые задания: съездить туда, привезти то, посмотреть за чем-то. Но знаю, что у «Законовских» были связи, например, с Сазоновым. Насчет передачи денег ему ничего не могу сказать. Но то, что ему и другим делали подарки, знаю. Например, на день рождения. Про Хомских же ничего не знаю. Да, фамилия была на слуху, но ничего больше не могу сказать, — пояснил свидетель.
Остальные свидетели утверждали, что не подозревали о криминальной стороне работы «Законовских». Например, жена другого экс-телохранителя Александра Попова, Анна, считает заявления о бандитизме выдумкой.
— До 2010 года мой муж был личным охранником Алексея Рыжова. Он был предпринимателем, у которого были свои интересы на Кировском рынке. Но в 2010 году супругу выстрелили под коленную чашечку. Конфликт на бытовой почве. Потребовалась операция за рубежом, в Израиле. После нее и реабилитации Рыжов взял мужа на работу на лодочную станцию. То, что говорят про него и других, — это ерунда и чушь! — заявила Анна Попова.
Аналогичной точки зрения придерживается и Станислав Мозговой.
— Из «Законовских» лично знал многих. Рыжова, Законова, Сорокина, Гафурова. У них был бизнес на Кировском рынке и на стоянках. Ашенбреннер же помогал с финансами, считал деньги. Если они и были ОПГ, то больше по части экономических преступлений. Весь бизнес был или серым, или черным. И, естественно, нужна была помощь от силовиков, чтобы проверок не было. За это им и платили, — рассказал Станислав Мозговой.
Также мужчина сообщил о своих обязанностях в рамках работы с «коммерсантами».
— Мне нужно было собирать деньги за аренду с продавцов на рынке. Разве это незаконно? — заявил свидетель.
Станислав Мозговой пояснил роли других участников ОПГ.
— Сергей Гафуров держал «пятак», то есть общак. В него попадало 5% от всех денег. Из них, видимо, и выделяли деньги на подарки, — рассказал мужчина.