В ближайшее время в Самаре появится еще одна достопримечательность. Сотрудники управления госохраны объектов культурного наследия (УГООКН) готовят материалы для проведения историко-культурной экспертизы могилы Петра Алабина и членов его семьи. После того, как все формальности будут соблюдены, она станет объектом культурного наследия.
Петр Владимирович Алабин (4 сентября 1824 — 10 мая 1896) — губернатор Софии, самарский городской голова, управляющий Самарской палатой государственных имуществ, самарский губернатор, заведующий пожарным обозом, журналист, один из первых краеведов волжских берегов, заботливый отец большого семейства. Жена Варвара родила ему 8 детей, 6 из них чета Алабиных пережила. На надгробном памятнике одного из самых выдающихся самарских чиновников выбито: «Петр Владимирович Алабин. Воин и летописец 4-х войн (1849, 1853, 1877, 1878). Всецело посвятившему свою деятельность с достоинством и честью на пользу государству, земству и городу». О том, каким был этот многогранный и неутомимый деятель, читайте в материале 63.RU.
Склеп семьи Алабиных обнаружили, когда Иверский монастырь решил усилить фундамент с юго-восточной стороны Трапезного храма. Власти назначили спасательные археологические работы. Их в октябре–ноябре 2018 года провели сотрудники агентства по сохранению историко-культурного наследия Самарской области.
До недавнего времени считалось, что склеп Алабиных — единственное сохранившееся до наших дней захоронение на монастырской территории. Однако когда погребальное сооружение вскрыли, оказалось, что праха Петра Алабина там нет.
— Специалисты нашли в склепе только одно захоронение. В свинцовом гробу находились ребра, позвонки, кости предплечий, кистей рук, копчик молодой женщины 20–25 лет. В своде склепа нашли фрагмент черепа погребенной, — сообщили 63.RU в региональном УГООКН.
Фамильный склеп на территории нижнего некрополя Иверского женского монастыря Алабины устроили после смерти 22-летней дочери Елены Лаппа-Старжецкой, жены товарища прокурора Симбирского окружного суда. Молодая женщина умерла в Ницце, где лечилась от чахотки. Ее тело привезли в Самару в цинковом гробу.
Вообще в семейной усыпальнице в разные годы были упокоены сам Алабин, его жена Варвара, трое из их детей, муж их дочери Александры — известный самарский архитектор Александр Щербачев.
Специалисты установили, что найденные останки принадлежат первой захороненной в этом склепе — дочери Алабиных Елене Лаппа-Старжецкой. Похоже, что других исследований историки проводить не будут.
— Останки других членов семьи Алабиных в склепе не обнаружены. Возможно, они были выброшены из него в процессе разграбления склепа в 20–30-е годы XX века. Вопрос о проведении работ по поиску останков Петра Алабина и его семьи не рассматривался, — пояснили 63.RU в региональном УГООКН.
Анна Шорина