Именно так называют финансовых аналитиков те, кто считает, что все прогнозы бесполезны, а инвестиционные компании с помощью них занимаются лишь собственным пиаром. Вопросы доверия при операциях с ценными бумагами часто выходят на первый план. Нужно ли безоговорочно следовать рекомендациям таких специалистов? Рассуждает Борис Соловьев, заместитель генерального директора ГК «АЛОР».
Все дело в том, на самом деле аналитические обзоры крупных компаний лишь описывают ситуацию и дают оценку и возможные сценарии развития событий на дату выхода обзора. В нынешних условиях, когда рынок остро реагирует на все новости, актуальность аналитических обзоров зачастую очень быстро теряется. К тому же, сейчас очень сложно спрогнозировать результаты отчетностей крупных эмитентов и еще сложнее – реакцию на эти отчеты крупных участников рынка, которые задают рынку вектор движения. Конечно, можно увеличить объем комментариев и исследований, но они все равно будут запаздывать по отношению к движению рынка просто из-за того, что для написания нового видения ситуации нужно время, а рынок реагирует на то или иное событие практически мгновенно.
Так что если вы хотите полностью положиться на мнение опытных аналитиков и трейдеров, лучше всего передать свои средства в доверительное управление.
А негативное отношение к аналитическим прогнозам связано с тем, что некоторые спекулянты пытаются пользоваться этими рекомендациями в расчете на получение быстрой прибыли, при этом не проводя собственных оценок и не реагируя моментально на изменение рыночной конъюнктуры. Ни один аналитик не сможет точно указать минуту и секунду, в которые нужно купить бумаги и в которые от этих бумаг избавиться.
Отличия аналитика, который реально занимается исследованиями, от того, который занимается пиаром своей компании, очень просты. Первое – это объективность анализа, то есть «процент попадания». Второе – это цитирование аналитика на тех ресурсах, которыми пользуются частные инвесторы. СМИ, которые ориентированы на частного инвестора, заинтересованы прежде всего в повышении посещаемости своего ресурса. И вполне естественно, что они не будут давать неинтересные участникам рынка мнения аналитиков, комментарии которых не читают, в том числе, и из-за предвзятости оценки и низкого качества материала.
Конечно, не секрет, что за определенную плату можно договориться практически с любым изданием, чтобы мнения аналитиков появлялось на его страницах регулярно. Но это затратно и нерентабельно, такие суммы могут быть использованы на более эффективные рекламные и PR - мероприятия. К тому же неверные оценки будут создавать негативный имидж компании, и ни одна уважающая себя организация не допустит, чтобы непрофессиональные и некачественные комментарии аналитика вредили имиджу и доходам компании.
Безоговорочно доверять прогнозам финансовых аналитиков, конечно, не стоит. У каждого человека должна быть своя голова. Как я уже говорил, в течение дня может возникнуть множество факторов, которые изменят конъюнктуру рынка. А прогнозы на среднесрочную перспективу сейчас и вовсе носят скорее оценочно-теоретический характер, поскольку пока еще не ясны ни масштабы экономического кризиса, ни то, как он отразится непосредственно на тех эмитентах, чьи акции торгуются на биржах. Однако прислушиваться к советам аналитиков все-таки стоит.
Во многих рекомендациях и обзорах присутствуют интересные идеи, которые при самостоятельном анализе рынка вы, может быть, не учтете, и мнения, к которым, возможно, не придете. В аналитических подразделениях крупных компаний работают, как правило, высококвалифицированные аналитики, которые используют не только внутренние ноу-хау компании по оценке тех или иных сегментов рынка, но и работают в тесном контакте с трейдерами, которые очень часто дают новые интересные идеи.
Со временем практически у каждого участника рынка ценных бумаг появляются собственные идеи и предпочтения по стратегиям работы. Некоторые начинают работать исключительно на теханализе, разрабатывая собственные торговые системы, или пользуются уже готовыми решениями. Некоторые работают на новостях, пытаясь отыграть позитивную или негативную новость. Другие доверяются своей интуиции и на вопрос, как удалось купить бумагу на самом дне, такой трейдер отвечает: «Я не могу это объяснить. Я просто понял, что по этой цене надо покупать».