Главный российский банк, похоже, так отладит свою систему, что любому потенциальному клиенту с хотя бы намеком на плохую кредитную историю надеяться не на что. К слову, руководители Сбербанка кризис называют обычными «сложностями», а сокращение количества отделений и, соответственно, штата связывают не с пресловутыми «сложностями», а с всего лишь очередным этапом в развитии банка.
Слово «точечный» сегодня уже приобрело почти зловещий смысл. «Точечные бомбардировки», «точечные застройки»… А теперь Сбербанк будет проводить, как выразился председатель Поволжского банка Сбербанка РФ Виктор Щуренков, «точечную работу» с частными лицами, подавшими заявление на предоставление кредита.
Заключается она в рамках принятой стратегии развития банка на пять лет с применением новой технологии – «кредитной фабрикой». Она уже практикуется в Москве и Санкт-Петербурге, а в ближайшее время будет распространяться и по территории России. По словам Виктора Щуренкова, она позволяет не только сократить время на анализ и оценку платежеспособности клиента, но и дает более четкую картину надежности самого потребителя.
Смысл новшества в том, что Сбербанк будет больше предлагать своим партнерам – коммерческим банкам – сотрудничать по части определения степени платежеспособности заемщика «исходя из ранее сформированных кредитных историй в том или ином кредитном учреждении». К этому сотрудничеству также будут привлекаться структуры федерального и регионального порядка – от Пенсионного фонда и страховых компаний до налоговых инспекций и правоохранительных органов, «позволяющих видеть клиента со всех точек зрения». Получается, что таким образом формируется единая база «кредитных историй» на каждое физическое лицо, и если там будет содержаться какой-либо намек на «неблагонадежность» заемщика, скорее всего, в ссуде ему будет отказано.
В принципе, в русле «ужесточения» кредитной политики, к которой привел кризис, такое поведение банков оправдано. Правда, как считает руководитель Поволжского отделения Сбербанка, в банковской сфере кризис как таковой отсутствует, «потому что не за что зацепиться с точки зрения того, что можно назвать кризисом»: те процессы, которые происходят сегодня, «были и вчера, и позавчера». Такое заявление представителя одного из ведущих банков наводит на мысль, что, оказывается, проблемы-то были и раньше, только о них почему-то молчали. По крайней мере, ранее таких огромных средств на «поддержание ликвидности» банкам не выделяли, тем более «системообразующим».
Тем не менее, как отметил Виктор Щуренков, происходящие процессы следует понимать не как «кризис», а как «сложности»: с уходом того или иного банка коллапс в каком-либо сегменте не возникнет.
На «круглом столе», где обсуждалась деятельность банков, Виктор Щуренков прокомментировал и многие другие вопросы, которые пресса связывает с кризисом. Так, он подтвердил, что, начиная с сентября, наблюдался отток средств, размещенных на депозитных вкладах, продолжался он и в октябре, и ситуация стабилизировалась только в ноябре. Директор самарского филиала банка «Балтинвет» Артем Маслов подтвердил, что то же самое происходило и в его учреждении.
Кроме этого, Виктор Щуренков пояснил ситуацию и с грядущими увольнениями в Поволжском банке Сбербанка РФ. Запланированные сокращения он связывает не со «сложностями», а с наступлением очередного этапа в развитие банка, подчеркивая, что в 2001 году в системе Поволжского банка Сбербанка было 168 отделений, а на сегодняшний день осталось 101 отделение – в силу того, изменилась структура банка, технология его управления. Но и на этом руководство не намерено останавливаться.
Если ранее отделения Сбербанка были в каждом районе города Самары, то сегодня, при существующих трех – в Самарском, Советском и Кировском – банкиры задумываются оставить всего одно, что, по их расчетам, повлечет сокращение порядка 300 человек. Но и кадровая политика, следует полагать, будет проводиться «точечно»: высвободившиеся люди в плане трудоустройства «будут сориентированы» по другим отраслям банковской деятельности, а вне банка останется лишь та «категория лиц, которая не захочет перестроиться и переучиться».